Евангелие от Марка, Глава 11, стихи 27-33
Здравствуйте! С вами епископ Переславский и Угличский Феоктист.
Христос явил нам образ совершенного человека, а потому мы призваны учиться у Него всему и всегда, обращаться к Нему в молитве и просить, чтобы мы с Его помощью стали «неукоризненными и чистыми, чадами Божиими непорочными» (Флп. 2:15). Проще всего подражать во внешнем, но, чтобы внешнее стало выражением внутреннего состояния, необходимо изменить образ мысли. Конечно, мы не можем постичь мыслительный процесс Христа, но мы можем увидеть, что Он не допускал в Своих размышлениях так называемых логических разрывов, Господь мыслил последовательно, и одно его суждение всегда вытекало из другого. Эта способность Спасителя зачастую ставила в тупик Его оппонентов не меньше, чем и Его способность совершать необычайные чудеса. Один из примеров такого рода мы можем найти в том отрывке из 11-й главы Евангелия от Марка, который сегодня звучит во время литургии в православных храмах. Давайте послушаем его.
Если мы обратим внимание на всю 11-ю главу Евангелия от Марка, то нам станет понятно, какими событиями были вызваны адресованные ко Христу вопросы: незадолго до этого Господь нарушил установившийся храмовый порядок — Он выгнал торгующих из Иерусалимского храма. Вполне естественно, что после этого к нему пришли те люди, которые, поправ библейские постановления о храме, допустили в нём торговлю. Эти люди находились на вершине иерархии израильского народа, они ощущали свою власть как полученную от Бога, а потому им и в самом деле необходимо было узнать, по какой причине Христос поступил так, как Он поступил. В действиях Спасителя эти люди видели превышение полномочий, они готовы были наказать Его, но для начала нужно было провести небольшое следствие и задать формальные вопросы. Именно это они и сделали.
А дальше мы видим сцену нарушения логики в суждениях первосвященников, книжников и старейшин: вопрос об Иоанне Предтече ставит их в тупик, они не могут найти безопасного для себя ответа на этот вопрос, ну а тупик стал возможен именно по той причине, что они искали ответ не истинный, а безопасный и удобный. Нечто подобное происходит всякий раз, когда человек избирает не следование благой и всесовершенной воле Божией, а удобное, безопасное и традиционное. Христос же мыслил и действовал не так, как первосвященники, книжники и старейшины, Он не искал ни удобного, ни безопасного, а потому мы не сможем найти даже намёка на логические разрывы в Его словах, Он всегда последователен и всегда предельно прозрачен в Своих суждениях, именно поэтому Его никто не мог «уловить в слове» (см. Лк. 20:26), оппоненты Спасителя неизбежно проигрывали Ему в дискуссии, и это понятно: беседовать на одном уровне с Ним смог бы лишь тот, кто, как и Спаситель, искал не удобного и безопасного, а истинного, то есть такой человек, каким был, к примеру, Предтеча Господень Иоанн, такой, какими были древние и новые христианские мученики, а также все угодившие Богу святые.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов