Здравствуйте, дорогие радиослушатели! С вами доцент МДА священник Стефан Домусчи. Все мы знаем выражение «прятать голову в песок». И хотя, как оказывается, страус так никогда не поступает, само выражение означает попытку спрятаться от проблем. Но стоит ли от них прятаться? Ответ на этот вопрос звучит в отрывке из 21 главы Евангелия от Луки, который читается сегодня в храмах во время богослужения. Давайте его послушаем.
Для человека вполне естественно бежать от проблем, которые превышают его силы. Скажем, люди обычно стремятся избежать боевых действий или разыгравшейся стихии. Если у тебя есть силы кому-то помочь, помоги, есть силы кого-то защитить от беды, защищай, ведь это твой долг. Но иногда человек оказывается неспособен сделать хоть что-то, он не может справиться с неурожаем, цунами, пожарами. Испытания оказываются так тяжелы, что от них остаётся только бежать. Подобные испытания возможны и на религиозной почве. Сам Христос, описывая будущие гонения, говорит: «Тогда находящиеся в Иудее, да бегут в горы». Что, кстати, в итоге христианам и пришлось сделать. В гонениях нельзя было отрекаться от веры, но стараться избежать гонений было можно.
Однако, сегодняшнее евангельское чтение как будто бы о чём-то другом. Описывая подробности испытаний, Спаситель в итоге говорит, что они будут не бесконечными и у их окончания, как и у окончания мира, будут свои признаки. Эти слова очень важны для всех верующих.
Как людям, не только знакомым с Писанием, но и доверяющим ему, христианам свойственно наблюдать за признаками времён. Мы делаем это не из любопытства, но потому, что призваны к этому самим Господом. На этом пути нам важно избежать крайностей. С одной стороны, можно решить, что раз за две тысячи лет конца света не случилось, его нечего ждать, надо просто жить без всяких ожиданий. С другой, можно ужасаться от всего, что напоминает конец, и так всех этим эмоционально измучить, что в итоге самому не прожить жизнь в радость, и другим не дать этого сделать. Христос призывает нас быть внимательными и бдительными, а не беспечными или паникующими.
Однако слова Спасителя значат ещё кое-что важное. Даже бдительный человек в итоге может по-разному относиться к испытаниям, которые выпадают на его долю. Он может унывать и скрываться, бесконечно коллекционировать всякие конспирологические находки и откровения... Но может, даже признавая существование в мире сил, приближающих конец истории, верить, что Бог властвует и над ними, и что в конце концов Он всё равно победит. Мы можем бояться гонений, это нормально. Мы можем о них переживать, потому что мы живые люди, для которых нормально желать спокойствия. В конце концов, не случайно же мы каждую службу просим «тихой, безмолвной, благочестивой и чистой» жизни. И всё же, даже переживая испытания, мы должны чувствовать, что всё под контролем. И речь не о контроле каких-то тайных сил, но о контроле Божием. Испытания на то и испытания, что они тяжелы, но, если мы предадимся унынию и будем думать только о том, как всё плохо, эти мысли смогут нас совершенно поглотить. Христос же совсем этого не хочет. Он описывает очень страшные вещи, но говорит, что, когда Он будет близко, нам надо будет восклониться, то есть выпрямиться, поднять голову, чтобы встретить Его лицом к лицу. Отдавшись унынию полностью, мы вряд ли сможем это сделать. Это значит, что даже тогда, когда всё будет казаться хуже некуда, мы, как верующие, призваны не унывать и не отчаиваться. Да, мир вокруг может казаться неустойчивым, но это и неплохо. Мир после грехопадения и не может быть иным. Устойчивым будет мир Божий, и мы верим, что он восторжествует.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
Читать далееЗдравствуйте! С вами епископ Переславский и Угличский Феоктист.
Когда мы узнаём, что какой-то давно и тяжело болевший человек скончался, то в голове зачастую возникает слово «отмучался». Такая реакция вполне обоснована, действительно, некоторые болезни бывают настолько мучительными, что смерть выглядит как избавление от боли и страданий. Интересно, что и Христос в Своей речи относительно Второго Пришествия использовал то же самое слово: «избавление». Об этом мы можем услышать в отрывке 21-й главы Евангелия от Луки, который сегодня звучит за литургией в православных храмах.
Те слова, которые мы только что услышали, являют собой окончание пророчества Христа о грядущей судьбе Иерусалима и всего мира. Из этого и из других текстов Священного Писания мы знаем, что рано или поздно, но физическая жизнь в известных нам формах прекратится, и наступит то, что апостол и евангелист Иоанн Богослов назвал «новым небом и новой землёй»: «И увидел я новое небо и новую землю, ибо прежнее небо и прежняя земля миновали, и моря уже нет» (Откр. 21:1). Православная христианская традиция предпочитает следовать прямому запрету Спасителя, зафиксированному в 1-й главе книги Деяний святых апостолов (см. Деян. 1:7), а потому она не углубляется в размышления о том, что именно имел в виду апостол Иоанн, и не пытается понять, как вообще такое возможно с точки зрения современных научных данных, мы просто принимаем как факт: земная жизнь конечна, причём конечна не только земная жизнь отдельно взятого человека, конечна земная жизнь как таковая.
На этот факт накладывается ещё один: кончина земной жизни вовсе не означает абсолютное окончание всего, напротив, за этой границей нас ждёт продолжение, и это продолжение будет несопоставимо более насыщенным, чем то, что мы имеем возможность видеть и чувствовать в рамках нашей земной жизни. Эту мысль апостол Павел в Первом послании к Коринфянам выразил такими словами: «Теперь мы видим как бы сквозь тусклое стекло, гадательно, тогда же лицом к лицу; теперь знаю я отчасти, а тогда познаю, подобно как я познан. А теперь пребывают сии три: вера, надежда, любовь; но любовь из них больше» (1Кор. 13:12–13). Христос призывал Своих последователей воспринимать земную жизнь как подготовку к той жизни, которая начнётся после, и которая свою полноту обретёт в момент Его Второго Пришествия. Именно по этой причине в 21-й главе Евангелия от Луки мы слышим такие слова: «Когда же начнёт это сбываться, тогда восклонитесь и поднимите головы ваши, потому что приближается избавление ваше» (Лк. 21:28). Однако наш привычный синодальный перевод здесь использует довольно неудачное слово, которое способно немного запутать, речь идёт о слове «восклонитесь», которое является русифицированной формой аналогичного славянского слова и мало что может сказать современному читателю. Более удачные переводы используют в этом месте слово «встаньте». Получается, что Христос призывал Своих учеников встать и поднять головы тогда, когда начнут сбываться Его пророчества о кончине мира. Это крайне важные слова Спасителя, потому что они говорят о том, как мы должны относиться к Его Второму Пришествию: не как к чему-то страшному и ужасному, а как к долгожданному избавлению. Конечно, и это слово — «избавление» — тоже способно вызвать у нас вопросы, ведь мы привыкли размышлять о земной жизни как об абсолютном благе, от которого вовсе не хочется избавляться, а, напротив, хочется, чтобы оно длилось как можно дольше. Если же мы попытаемся жить по-евангельски без каких бы то ни было оговорок, то мы довольно скоро ощутим глубочайший диссонанс между Христовыми заповедями и законами окружающего нас общества, и если не смутимся, а продолжим жить евангельскими приоритетами, то станет очевидным: полнота жизни во Христе будет возможна лишь после Второго Пришествия, и тогда мы начнём его ждать так же, как ждали явления Христа во славе люди первого христианского поколения.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
Читать далее
священник Стефан Домусчи