Евангелие от Луки, Глава 21, стихи 28-33
Здравствуйте! С вами епископ Переславский и Угличский Феоктист.
Когда мы узнаём, что какой-то давно и тяжело болевший человек скончался, то в голове зачастую возникает слово «отмучался». Такая реакция вполне обоснована, действительно, некоторые болезни бывают настолько мучительными, что смерть выглядит как избавление от боли и страданий. Интересно, что и Христос в Своей речи относительно Второго Пришествия использовал то же самое слово: «избавление». Об этом мы можем услышать в отрывке 21-й главы Евангелия от Луки, который сегодня звучит за литургией в православных храмах.
Те слова, которые мы только что услышали, являют собой окончание пророчества Христа о грядущей судьбе Иерусалима и всего мира. Из этого и из других текстов Священного Писания мы знаем, что рано или поздно, но физическая жизнь в известных нам формах прекратится, и наступит то, что апостол и евангелист Иоанн Богослов назвал «новым небом и новой землёй»: «И увидел я новое небо и новую землю, ибо прежнее небо и прежняя земля миновали, и моря уже нет» (Откр. 21:1). Православная христианская традиция предпочитает следовать прямому запрету Спасителя, зафиксированному в 1-й главе книги Деяний святых апостолов (см. Деян. 1:7), а потому она не углубляется в размышления о том, что именно имел в виду апостол Иоанн, и не пытается понять, как вообще такое возможно с точки зрения современных научных данных, мы просто принимаем как факт: земная жизнь конечна, причём конечна не только земная жизнь отдельно взятого человека, конечна земная жизнь как таковая.
На этот факт накладывается ещё один: кончина земной жизни вовсе не означает абсолютное окончание всего, напротив, за этой границей нас ждёт продолжение, и это продолжение будет несопоставимо более насыщенным, чем то, что мы имеем возможность видеть и чувствовать в рамках нашей земной жизни. Эту мысль апостол Павел в Первом послании к Коринфянам выразил такими словами: «Теперь мы видим как бы сквозь тусклое стекло, гадательно, тогда же лицом к лицу; теперь знаю я отчасти, а тогда познаю, подобно как я познан. А теперь пребывают сии три: вера, надежда, любовь; но любовь из них больше» (1Кор. 13:12–13). Христос призывал Своих последователей воспринимать земную жизнь как подготовку к той жизни, которая начнётся после, и которая свою полноту обретёт в момент Его Второго Пришествия. Именно по этой причине в 21-й главе Евангелия от Луки мы слышим такие слова: «Когда же начнёт это сбываться, тогда восклонитесь и поднимите головы ваши, потому что приближается избавление ваше» (Лк. 21:28). Однако наш привычный синодальный перевод здесь использует довольно неудачное слово, которое способно немного запутать, речь идёт о слове «восклонитесь», которое является русифицированной формой аналогичного славянского слова и мало что может сказать современному читателю. Более удачные переводы используют в этом месте слово «встаньте». Получается, что Христос призывал Своих учеников встать и поднять головы тогда, когда начнут сбываться Его пророчества о кончине мира. Это крайне важные слова Спасителя, потому что они говорят о том, как мы должны относиться к Его Второму Пришествию: не как к чему-то страшному и ужасному, а как к долгожданному избавлению. Конечно, и это слово — «избавление» — тоже способно вызвать у нас вопросы, ведь мы привыкли размышлять о земной жизни как об абсолютном благе, от которого вовсе не хочется избавляться, а, напротив, хочется, чтобы оно длилось как можно дольше. Если же мы попытаемся жить по-евангельски без каких бы то ни было оговорок, то мы довольно скоро ощутим глубочайший диссонанс между Христовыми заповедями и законами окружающего нас общества, и если не смутимся, а продолжим жить евангельскими приоритетами, то станет очевидным: полнота жизни во Христе будет возможна лишь после Второго Пришествия, и тогда мы начнём его ждать так же, как ждали явления Христа во славе люди первого христианского поколения.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов