Здравствуйте, дорогие радиослушатели! С вами доцент МДА, священник Стефан Домусчи. Как мы реагируем на людей, которые нам не нравятся, поведение которых кажется нам неправильным, чьи нравы нам совсем не подходят? Злимся, раздражаемся, избегаем их общества? Но как на самом деле стоит себя вести? Ответ на этот вопрос звучит в отрывке из 9-й главы Евангелия от Луки, который читается сегодня в храмах во время богослужения. Давайте его послушаем.
Недавно я услышал удивительную историю. Недалеко от одного монастыря в Италии сидела группа бездомных людей. Эта группа выделялась испитыми лицами, грязной одеждой, неприятным запахом и главное — агрессивным поведением, в котором чувствовалось обида на весь мир. Один из бездомных закричал что-то монахине, которая шла по дороге в монастырь. Человек, который рассказывал мне эту историю, не знал итальянского и не мог точно сказать, чего хотел кричащий, но, по его словам, монахиня обернулась, подошла к нему, присела рядом и стала разговаривать. Она говорила с ним, и вдруг он заплакал, а она встала и пошла своей дорогой. С тех пор, проходя мимо подобных компаний, я часто задаю себе вопрос: смог бы я с кем-нибудь из них присесть и поговорить так, чтобы они почувствовали любовь и заботу?
В сегодняшнем евангельском чтении мы слышим историю о том, как ко Христу подошёл человек, сын которого был бесноватым. Сын этот был у мужчины единственным, но надеяться на его сыновью поддержку в старости он не мог... Напротив, сам отрок нуждался в постоянной поддержке и заботе, ведь нечистый дух терзал его: он вскрикивал, падал, испускал пену. Можно себе представить, что испытывал любящий отец, глядя на мучения сына. В данном случае не так важно, единственный он или один из многих. Услышав просьбу отца бесноватого, Христос начал Свой ответ с удивительных и, прямо скажем, не очень приятных слов: «О род неверный и развращённый, доколе буду с вами, доколе буду терпеть вас?» К кому Спаситель эти слова обратил? Из сегодняшнего чтения кажется, что к отцу больного отрока. Впрочем, ничего о его неверии и развращённости здесь не сказано. Из параллельных текстов других евангелистов можно решить, что эта речь обращена к апостолам, которые не смогли исцелить отрока из-за неверия. Впрочем, прямо это тоже не сказано. Есть ощущение, что эта двойственность сохранена специально, чтобы подчеркнуть, что состояние всего человеческого рода — неверное и развращённое. Страдания, болезни, неверие и подобные вещи — это то самое недолжное состояние, которое Христос пришёл исцелить. Однако важны не только слова, но и то, как Спаситель реагирует на самих людей, пришедших за помощью. Может быть, после этих слов, Он отказывает отцу бесноватого? Изгоняет его от себя как неверного и развращённого? Конечно, нет! Христос исцеляет отрока и возвращает его отцу. Таким образом, несмотря на состояние людей, Бог всё равно снисходит к ним в Своей любви, чем показывает нам замечательный пример того, как должны действовать мы. Люди могут нам не нравится, их поведение может нас возмущать и казаться недостойным, но когда они испытывают нужду и страдания, когда мы можем облегчить их участь, мы призваны быть рядом и проявить любовь и заботу, как делал это Христос.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
Читать далееЗдравствуйте! С вами епископ Переславский и Угличский Феоктист.
Каждое из четырех Евангелий было написано по определённому поводу и с определённой целью. Так, Евангелие от Луки представляет собой историческую хронику, и этим оно отличается от трёх других Евангелий, при написании которых перед их авторами не стояла задача соблюдения строгой хронологии. Можно было бы предположить, что апостол Лука в написанном им Евангелии постарается как-то смягчить те эпизоды, которые имеют довольно загадочный характер, ведь исторические хроники и загадки — это не самое лучшее сочетание. Однако этого по какой-то причине не произошло, и как раз в Евангелии от Луки мы встречаем немало сложных для понимания сюжетов, часть из которых содержится лишь в этом Евангелии, а другую часть можно найти и в параллельных местах Евангелий от Матфея и Марка. Сегодня в православных храмах во время литургии звучит отрывок из 9-й главы Евангелия от Луки, он относится к загадочным сюжетам второго рода, и параллельные рассказы мы можем найти в Евангелиях от Матфея и Марка. Давайте послушаем этот отрывок из Евангелия от Луки и попытаемся приблизиться к его пониманию.
Все три евангелиста, которые сочли необходимым записать эту историю, сделали важное замечание: Христос с учениками встретил больного мальчика и его отца сразу же после событий Преображения Господня. Конечно, это замечание необходимо не только ради понимания хронологии служения Христа, но и ради того, чтобы мы могли увидеть ту бездну, которая разделяет две эти евангельские истории.
Вот возвышенное и величественное Преображение, беседа Христа с древними пророками Моисеем и Илией, слова о грядущих Страданиях Спасителя, и вот обычная человеческая жизнь, которая, как иногда кажется, не имеет никакой связи с божественным откровением. И мы, в самом деле, привыкли разделять богословие и реальность, разделяем мы также Евангелие и нашу повседневность, в которой как будто бы далеко не всегда есть место евангельским истинам. Указание на последовательность евангельских событий и, как следствие, на непосредственное столкновение Христа и Его учеников с повседневной реальностью человеческой жизни сразу после Преображения говорит нам о том, что между богословием и обыденностью есть неразрывная связь, и ни в коем случае не стоит отрывать одно от другого.
Судя по всему, в какой-то момент Христовы ученики уподобились нам и провели границу между богословием и реальностью, а потому-то они и оказались неспособны помочь одержимому мальчику. Евангелия от Луки и Марка, в отличие от Евангелия от Матфея, не сохранили слов Христа, которыми Он описал причину, по которой апостолы не смогли исцелить ребёнка, эта причина Евангелием от Матфея выражена так: «Тогда ученики, приступив к Иисусу наедине, сказали: почему мы не могли изгнать его? Иисус же сказал им: по неверию вашему; ибо истинно говорю вам: если вы будете иметь веру с горчичное зерно и скажете горе сей: перейди отсюда туда, и она перейдёт; и ничего не будет невозможного для вас» (Мф. 17:19–20).
Эти слова Христа могут быть поняты как указание на то, что вера не должна ограничиваться лишь теми сферами жизни, которые мы называем религиозными, она должна простираться дальше и охватывать собой всю жизнь человека так, чтобы в ней не было тех мгновений, когда мы забываем о Боге, о Его всеблагом промысле, не должны мы забывать и о том, что Бог присутствует везде, всегда и во всём, а потому и жить необходимо в осознании и ощущении постоянного присутствия Божия, это и будет той жизнью по вере, к которой призвал нас Христос.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
Читать далее
священник Стефан Домусчи