Евангелие от Луки, Глава 9, стихи 37-43
Здравствуйте, дорогие радиослушатели! С вами доцент МДА, священник Стефан Домусчи. Как мы реагируем на людей, которые нам не нравятся, поведение которых кажется нам неправильным, чьи нравы нам совсем не подходят? Злимся, раздражаемся, избегаем их общества? Но как на самом деле стоит себя вести? Ответ на этот вопрос звучит в отрывке из 9-й главы Евангелия от Луки, который читается сегодня в храмах во время богослужения. Давайте его послушаем.
Недавно я услышал удивительную историю. Недалеко от одного монастыря в Италии сидела группа бездомных людей. Эта группа выделялась испитыми лицами, грязной одеждой, неприятным запахом и главное — агрессивным поведением, в котором чувствовалось обида на весь мир. Один из бездомных закричал что-то монахине, которая шла по дороге в монастырь. Человек, который рассказывал мне эту историю, не знал итальянского и не мог точно сказать, чего хотел кричащий, но, по его словам, монахиня обернулась, подошла к нему, присела рядом и стала разговаривать. Она говорила с ним, и вдруг он заплакал, а она встала и пошла своей дорогой. С тех пор, проходя мимо подобных компаний, я часто задаю себе вопрос: смог бы я с кем-нибудь из них присесть и поговорить так, чтобы они почувствовали любовь и заботу?
В сегодняшнем евангельском чтении мы слышим историю о том, как ко Христу подошёл человек, сын которого был бесноватым. Сын этот был у мужчины единственным, но надеяться на его сыновью поддержку в старости он не мог... Напротив, сам отрок нуждался в постоянной поддержке и заботе, ведь нечистый дух терзал его: он вскрикивал, падал, испускал пену. Можно себе представить, что испытывал любящий отец, глядя на мучения сына. В данном случае не так важно, единственный он или один из многих. Услышав просьбу отца бесноватого, Христос начал Свой ответ с удивительных и, прямо скажем, не очень приятных слов: «О род неверный и развращённый, доколе буду с вами, доколе буду терпеть вас?» К кому Спаситель эти слова обратил? Из сегодняшнего чтения кажется, что к отцу больного отрока. Впрочем, ничего о его неверии и развращённости здесь не сказано. Из параллельных текстов других евангелистов можно решить, что эта речь обращена к апостолам, которые не смогли исцелить отрока из-за неверия. Впрочем, прямо это тоже не сказано. Есть ощущение, что эта двойственность сохранена специально, чтобы подчеркнуть, что состояние всего человеческого рода — неверное и развращённое. Страдания, болезни, неверие и подобные вещи — это то самое недолжное состояние, которое Христос пришёл исцелить. Однако важны не только слова, но и то, как Спаситель реагирует на самих людей, пришедших за помощью. Может быть, после этих слов, Он отказывает отцу бесноватого? Изгоняет его от себя как неверного и развращённого? Конечно, нет! Христос исцеляет отрока и возвращает его отцу. Таким образом, несмотря на состояние людей, Бог всё равно снисходит к ним в Своей любви, чем показывает нам замечательный пример того, как должны действовать мы. Люди могут нам не нравится, их поведение может нас возмущать и казаться недостойным, но когда они испытывают нужду и страдания, когда мы можем облегчить их участь, мы призваны быть рядом и проявить любовь и заботу, как делал это Христос.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов