Евангелие дня - Радио ВЕРА
Москва - 100,9 FM

Евангелие от Луки, Глава 8, стихи 16-21

Выбор комментатора
Читает и комментирует
священник Дмитрий Барицкий
Выбор комментатора
Читает и комментирует
протоиерей Павел Великанов
Выбор комментатора
Читает и комментирует
священник Стефан Домусчи
Выбор комментатора
Читает и комментирует
епископ Переславский и Угличский Феоктист.
Евангелие от Луки, Глава 8
Читать далее
Читает и комментирует священник Дмитрий Барицкий

Пожалуй, одно из самых тяжёлых испытаний, с которым сталкивается практически каждый из нас, — это рутина повседневных обязанностей. Однообразные, привычные дела, которые необходимо совершать изо дня в день. Зачастую рутина угнетает. И от неё никуда не деться. Что же можно сделать для того, чтобы монотонные бытовые обязанности не наваливались на нас таким тяжким грузом. Как сделать рутину не такой рутинной? Свой ответ на этот вопрос предлагает отрывок из 8-й главы Евангелия от Луки, который читается сегодня за богослужением в православных храмах. Давайте послушаем.

Глава 8.

16 Никто, зажегши свечу, не покрывает ее сосудом, или не ставит под кровать, а ставит на подсвечник, чтобы входящие видели свет.

17 Ибо нет ничего тайного, что не сделалось бы явным, ни сокровенного, что не сделалось бы известным и не обнаружилось бы.

18 Итак, наблюдайте, как вы слушаете: ибо, кто имеет, тому дано будет, а кто не имеет, у того отнимется и то, что он думает иметь.

19 И пришли к Нему Матерь и братья Его, и не могли подойти к Нему по причине народа.

20 И дали знать Ему: Матерь и братья Твои стоят вне, желая видеть Тебя.

21 Он сказал им в ответ: матерь Моя и братья Мои суть слушающие слово Божие и исполняющие его.

Слова Христа, которые содержатся в только что прозвучавшем евангельском отрывке, в первую очередь обращены к апостолам. Ведь совсем скоро они пойдут с проповедью Евангелия. Они будут говорить людям о Царстве Небесном. Для всех тех, кто заблудился в этой жизни, кто потерял себя, кто перестал видеть всякий смысл в том, что его окружает, эта проповедь станет настоящим светильником. То есть свеча, которую ставят высоко на подсвечник, — это евангельское благовестие о том, что выход есть. Сам Бог пришёл к нам людям, чтобы спасти нас от пустоты, бессмысленности и монотонности существования. Всем тем, кто хочет наконец-то обрести ясность и твёрдую почву под ногами, эта свеча укажет верный путь, не даст споткнуться, придаст уверенности в движениях.

Далее Господь говорит о том, что «нет ничего тайного, что не сделалось бы явным». Иными словами, то, чем обладал только узкий круг из двенадцати человек, и то, что первоначально было предназначено для израильского народа, станет достоянием всего мира. Христианское учение не ограничено национальными рамками. Оно не является потаённым знанием закрытой эзотерической секты. Оно интернационально, оно открыто, публично и доступно. И самое главное, оно максимально просто. Проблема лишь в том, что при всей своей простоте, евангельские заповеди о любви к Богу и ближнему требует от человека практики. И весь масштаб и глубина учения Евангелия открывается лишь тому, кто применяет его на деле. Здесь принцип прост: делаешь — получаешь результат, ощущаешь объём евангельской мудрости и её живительный свет. Не делаешь, остаёшься теоретиком и продолжаешь пусть не во тьме, пусть в полумраке, но барахтаться на поверхности.

Поэтому Христос и говорит, что, «кто имеет, тому дано будет, а кто не имеет, у того отнимется, и то, что он думает иметь». То есть слово Божие услышат все. Но лишь тот, кто сможет применить это учение в своей жизни, тот в итоге получит благодать и благословение. В душе такого человека загорится тот самый свет, который несли людям апостолы, поселится Дух Божий. Даже если человек не имеет никакого отношения к еврейскому народу, если не входит в круг земной семьи Христа, он станет Богу родным. Он станет для Господа ближе, чем те, кто являлся Христу роднёй по крови.

Несмотря на то, что всё, сказанное сегодня Спасителем, было предназначено для апостолов, оно напрямую касается и каждого из нас. Ведь нам часто не хватает света в сердце. И мы всё ещё плутаем по этой жизни. Словно впотьмах, спотыкаемся, натыкаясь друг на друга. Жизнь для нас бывает не в радость, а в тягость. А потому каждому Господь напоминает сегодня: «матерь Моя и братья Мои суть слушающие слово Божие и исполняющие его». Иначе говоря, хотя Его учение попадает в нашу душу через слово проповеди, его свет раскрывается в нас в полноте только тогда, когда мы совершаем действия. А потому мы призваны не только читать и слушать Евангелие, но и делать его. Лишь тот, кто ежедневно на практике, преодолевая внутреннее сопротивление, исполняет евангельские заповеди о любви к ближнему, о поиске воли Божией во всех своих делах, лишь такой человек познает на опыте силу Христа. И Святой Дух, Которого Спаситель обещал всем нам, разгонит мрак и тоску монотонных будней как для самого такого человека, так и для окружающих его людей.


Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов

Читать далее
Читает и комментирует протоиерей Павел Великанов

Здравствуйте, с вами протоиерей Павел Великанов. Как-то раз я беседовал с директором одного крупного предприятия, и неожиданно речь зашла о повышении зарплат. Я был весьма удивлён, когда узнал, что он индексирует зарплаты сотрудникам неодинаково: кому-то больше, кому-то — меньше. Поначалу меня это возмутило: как так, это же несправедливо? Если предприятие имеет некий избыток, почему бы его не распределить всем в равной степени? На моё возмущение он усмехнулся и сказал: мы это уже проходили. Если простому рабочему в два раза увеличить зарплату — мы его потеряем. А вот если ключевому инженеру — который и так достойно получает — то его ещё больше приобретём. Этой логики я не понимал — пока не вчитался в Евангельские слова, где и нашёл ответ: давайте послушаем вместе чтение из 8й главы Евангелия от Луки, которое сегодня звучит во время богослужения в наших храмах.

Глава 8.

16 Никто, зажегши свечу, не покрывает ее сосудом, или не ставит под кровать, а ставит на подсвечник, чтобы входящие видели свет.

17 Ибо нет ничего тайного, что не сделалось бы явным, ни сокровенного, что не сделалось бы известным и не обнаружилось бы.

18 Итак, наблюдайте, как вы слушаете: ибо, кто имеет, тому дано будет, а кто не имеет, у того отнимется и то, что он думает иметь.

19 И пришли к Нему Матерь и братья Его, и не могли подойти к Нему по причине народа.

20 И дали знать Ему: Матерь и братья Твои стоят вне, желая видеть Тебя.

21 Он сказал им в ответ: матерь Моя и братья Мои суть слушающие слово Божие и исполняющие его.

Христос призывает Своих слушателей «наблюдать» — буквально «всматриваться» — в то, как они воспринимают Его слова. И дальше звучит очень странный афоризм: «ибо, кто имеет, тому дано будет, а кто не имеет, у того отнимется и то́, что́ он думает иметь». Казалось бы, какая вопиющая несправедливость? Разве в первую очередь не следует наполнять то, что наиболее опустошено?

Для ответа я бы предложил вспомнить, как вытаскивают машину, застрявшую в грязи — враскачку. Прилагая совсем небольшое усилие раз за разом, увеличивается амплитуда — и вот, через какое-то время удаётся вытолкнуть её из ямы. Но резонанс работает только когда машина пусть совсем немного — но уже сдвинулась с места. Пока она стоит намертво, неподвижно — сколько ни тужься, но проблему не решить даже впятером.

Призывая внимательно наблюдать за тем, как мы воспринимаем Слово Божие, Спаситель предлагает нам почувствовать тот самый момент, когда наша душа начинает откликаться, живо реагировать на услышанное — это добрый знак того, что наша тяжеловесная «машина» души — чем только ни нагруженная! — сдвинулась с мёртвой точки — а, значит, есть смысл её дальше «раскачивать». Но если её ничто не «цепляет», не задевает — как говорится, в одно ухо влетело — в другое — вылетело, есть реальная опасность, что «импульсы» с Неба, направляемые к нам не только в виде изречений Писания, но и множеством других способов, начнут становиться всё тише и тише — и однажды вообще прекратятся. Ведь и с закопавшейся в грязь машиной так бывает: буксовали, буксовали, настолько глубоко зарылись — что машина буквально срослась с почвой и её сдвинуть с места можно уже только с помощью мощного трактора.

Как же научиться не пропускать эти «небесные импульсы», которые чаще всего бывают совсем незаметными, незначительными? Я бы назвал для этого несколько условий.

Первое — надо учиться быть чуть-чуть менее упрямыми, упёртыми, жёстко отстаивающими своё мнение. Если мы «стоим на своём, как вкопанные» — едва ли нам получится ощутить слабый импульс извне.

Второе — если мы будем ждать этот импульс с какой-то конкретной стороны — скорее всего, мы его пропустим с другой. Значит, необходимо быть в равной степени открытым для любого условного «прикосновения» — вне зависимости от того, что мы предполагаем, должно и может произойти.

Третье — обучиться такой внутренней чуткости абсолютно невозможно, когда нас самих — «слишком много»: бесконечное перемалывание личных проблем, забот, переживаний, тревог и опасений надёжно изолирует нас от восприятия любых «импульсов»: нам просто не до них, мы целиком застряли в самих себе.

И последнее. Способность принимать неопределённость, неустойчивость, непредсказуемость не как ущербность в управлении, а как главный признак наличия живой веры, «распахнутости» навстречу неизвестному — то, в чём каждый из нас может ежедневно упражняться. И, поверьте, каждый раз чуть-чуть больше приоткрывая простор для этой неопределённости, наша внутренняя чуткость будет расти всё больше и больше!


Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов

Читать далее
Читает и комментирует священник Стефан Домусчи

Здравствуйте, дорогие радиослушатели! С вами доцент МДА священник Стефан Домусчи. Сегодня практически каждый имеет дело с фотографиями и знает, что цвета могут быть переданы адекватно, а могут быть искажены. Ошибся человек с балансом белого и всё на фотографии стало желтым или синим... Кажется исказился только один белый, но за ним тянется искажение остальных цветов. Оказывается, что подобные искажения могут происходить и в духовной жизни, о чем прикровенно говорится в отрывке из 8 главы Евангелия от Луки, который читается сегодня в храмах во время богослужения.

Глава 8.

16 Никто, зажегши свечу, не покрывает ее сосудом, или не ставит под кровать, а ставит на подсвечник, чтобы входящие видели свет.

17 Ибо нет ничего тайного, что́ не сделалось бы явным, ни сокровенного, что́ не сделалось бы известным и не обнаружилось бы.

18 Итак, наблюдайте, как вы слушаете: ибо, кто имеет, тому дано будет, а кто не имеет, у того отнимется и то́, что́ он думает иметь.

19 И пришли к Нему Матерь и братья Его, и не могли подойти к Нему по причине народа.

20 И дали знать Ему: Матерь и братья Твои стоят вне, желая видеть Тебя.

21 Он сказал им в ответ: матерь Моя и братья Мои суть слушающие слово Божие и исполняющие его.

В один из храмов, который я посещал еще в юности, довольно часто приезжали сотрудники местного телевидения и снимали богослужение для того, чтобы сделать новостной сюжет о том или ином празднике. Перед тем как начать снимать они направляли камеру на белый лист для того, чтобы выставить баланс белого. Оператор указывал камере, какой цвет белый, а она автоматически выставляла все остальные цвета так, чтобы они отражались наиболее адекватным образом. Ситуация с духовной жизнью складывается похожая. Во время общения с другими людьми в нашем сознании формируется нравственная картина мира. Родители, одноклассники, уличные друзья, даже герои книг и фильмов оказываются для нас примером в вопросах добра и зла. Нам говорят: вот это белое, вот это черное и постепенно формируют наши представления о добре и зле. Например, если нас научили, что быть честным хорошо, мы понимаем, что лгать плохо.

Однако особенность современной жизни в том, что люди, практически отказавшись от христианских норм, новых особенно не сформулировали. Можно сравнить это с нравственными сумерками. Нам кажется, что все еще хорошо видно, но на самом деле зрение притупляется и решения становятся все менее адекватными. Мы перестаем видеть, что нас ждет впереди и двигаемся практически наощупь. В такой ситуации даже христиане, у которых, как кажется, есть заповеди, должны быть очень внимательны.

В сегодняшнем чтении Спаситель говорит о свече. Зажжённую, ее не прячут, но ставят на светильник, чтобы она светила всем. Свет разгоняет тьму и делает пространство вокруг более понятным, а действия безопасными. При свете становится ясно, как действовать. В бытовом отношении этот пример совершенно очевиден. Однако, что он значит в духовном смысле? Все, что было сказано о свете свечи может быть перенесено на свет, которым способен светить сам человек. Тот, кто воспринял свет Божией истины — светит окружающим и являет своим примером норму жизни. Жизни такой, какой ее задумал Бог. Все так, но есть нюанс. Обычно физический свет просто освещает вещи, и мы их видим, такими, какие они есть. То же самое можно сказать о свете духовном. Христианин призван светить людям, призван транслировать в их жизнь Божий свет. Но точно ли свет, который он транслирует — Божий? Не искажает ли он Божиих заповедей? Не являет ли плохого примера?

Именно поэтому Христос и говорит, что все в итоге оказывается известным и призывает нас к тому, чтобы мы наблюдали за собой, как мы слушаем. Слышим ли мы на самом деле Христа, или давно увлеклись собственными представлениями о Нем. И если человек искренне прислушивается к Слову Божьему, ему будет дано еще большее понимание, а если только приспосабливает его под себя, потеряет и то понимание, которое имел.

Как оператор обращается к белому листу для того, чтобы камера настроилась на белый цвет и адекватно отражала другие цвета, так и мы должны все время обращаться к Евангелию и образу Христа, чтобы быть Его подлинными учениками и являть Его свет миру.


Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов

Читать далее
епископ Феоктист ИгумновЧитает и комментирует епископ Переславский и Угличский Феоктист.

Моя первая попытка познакомиться с Евангелием оказалась провальной. В те годы я был студентом технического вуза, а Евангелие каким-то чудом оказалось среди книг нашей домашней библиотеки, и я как-то раз перед сном решил в него заглянуть, открыл наугад, ближе к середине книги и прочитал те слова, которые мы только что услышали: «И пришли к Нему Матерь и братья Его, и не могли подойти к Нему по причине народа. И дали знать Ему: Матерь и братья Твои стоят вне, желая видеть Тебя. Он сказал им в ответ: матерь Моя и братья Мои суть слушающие слово Божие и исполняющие его» (Лк. 8: 19–21). Признаюсь, что эта евангельская история меня возмутила, я подумал: «Ну как так?! Разве можно так реагировать на слова о том, что Мама стоит снаружи и хочет увидеть Своего Сына?!». Конечно, тогда я не мог найти ответ на своё возмущение, а потому я закрыл Евангелие как совершенно неподходящую для меня книгу, как то, что противоречит моим представлениям о должном почтительном отношении сына к матери.

Значительно позднее я узнал, что я не одинок в своём недоумении относительно этого евангельского отрывка, некоторое недоумение испытывал и святитель Иоанн Златоуст, правда, в его случае оно было связано не с реакцией Христа Спасителя, а действиями Божией Матери. Вот слова святителя Иоанна: «Его Мать, по той причине, что родила Его, хотела приказывать Ему во всем, по обычаю всех матерей, тогда как должна была чтить Его, как Господа, и поклоняться Ему. Потому-то Он так и отвечал ей тогда. В самом деле, подумай, каково это было, когда при всем народе, окружавшем Его, при многочисленном собрании внимательных слушателей, во время преподавания учения, Мать Его вошла в собрание, стала отвлекать Его от проповеди, чтобы наедине поговорить с Ним, притом и не осталась с Ним в доме, а увлекла Его одного вон оттуда к Себе».

А ещё позднее я понял, что неправы мы оба — и святитель Иоанн Златоуст, и я, и что в этом евангельском эпизоде нет и намёка не непочтительность с чьей бы то ни было стороны, ни со стороны Божией Матери, ни тем более со стороны Господа Иисуса Христа. Но есть место непониманию, причём непониманию со стороны читающих Евангелие, ведь из евангельского текста нельзя сделать вывод, что Сама Пречистая и Преблагословенная Дева попросила позвать Ее Сына ради Неё, да, Она пришла, да, Она не могла к Нему подойти по причине многолюдства, но в Евангелии не зафиксированы Ее слова, это какие-то другие люди дали Спасителю знать, что Его ожидают ближайшие родственники по плоти. Нет в Евангелии и слов о том, что Господь не вышел навстречу Своей Пречистой Матери, да, Он сказал слушающим об истинном родстве, которое зиждется не на плоти, а на богопочитании, на вере во Христа и на исполнении Христовых заповедей, и Первая, Кто их во всей полноте исполнил — Пречистая и Преблагословенная Дева Богородица, Она — во всех смыслах Матерь Бога и Господа и Спасителя нашего Иисуса Христа, Она Его ближайшая родственница не только по плоти, но и по духу.

Читать далее
Друзья! Поддержите выпуски новых программ Радио ВЕРА!
Вы можете стать попечителем радио, установив ежемесячный платеж. Будем вместе свидетельствовать миру о Христе, Его любви и милосердии!
09.11.2024суббота
Слушать на мобильном

Скачайте приложение для мобильного устройства и Радио ВЕРА будет всегда у вас под рукой, где бы вы ни были, дома или в дороге.

Слушайте подкасты в iTunes и Яндекс.Музыка, а также смотрите наши программы на Youtube канале Радио ВЕРА.

Мы в соцсетях
****