Здравствуйте! С вами епископ Переславский и Угличский Феоктист.
Для Священного Писания мир духовных сил не менее реален, чем мир физический, а потому на страницах Библии мы неоднократно встречаем упоминание то ангельских сил, то сил бесовских. Евангелие не является в этом смысле исключением, об ангелах и бесах мы можем слышать от Самого Господа нашего Иисуса Христа, есть в Евангелии и рассказы о взаимодействии Спасителя с этими духовными сущностями, в частности, с бесовскими силами. Один из таких рассказов содержится в 3-й главе Евангелия от Марка, отрывок из которой звучит сегодня во время литургии в православных храмах. Давайте послушаем его.
В только что прозвучавшем отрывке из Евангелия от Марка мы увидели прекрасную картину всеобщего воодушевления: Спаситель удачно скрылся от задумавших Его погубить фарисеев и иродиан, за Ним повсюду следовали нуждавшиеся в помощи люди, Господь многих исцелил, больные в буквальном смысле бросались к Спасителю в надежде обрести здоровье. Среди этого множества жаждущих помощи апостол евангелист упомянул «духов нечистых», которые падали перед Спасителем «и кричали: Ты Сын Божий» (Мк. 3:11). Конечно, здесь под «духами нечистыми» стоит понимать не самих этих существ, а одержимых ими людей, и в физическом смысле перед Христом падали вовсе не духи, а люди, кричали тоже люди, это всё очевидно и понятно, но тем не менее упоминание апостолом Марком нечистых духов как действующих лиц — это отнюдь не художественный приём, это отражение реальности, ведь бесноватый не способен сопротивляться овладевшему им духу, личность такого человека в каком-то смысле замещается демоном.
Священное Писание крайне скудно говорит о бесноватых. Так, у нас нет описания того, каким образом люди попадают в столь печальное состояние. Из Писания мы можем сделать лишь вывод о том, что люди сами своими грехами открывают дверь злым духам. Собственно, именно так и поступила Ева: она вступила в общение со змием, и она поверила ему больше, чем Богу. Да, Ева не сделалась после этого бесноватой, однако она утратила прежнюю свободу, и в этом её состояние, как и состояние всех её потомков, очень похоже на состоянии одержимых злыми духами.
Конечно, мы в силах сами принимать решение относительно своей жизни, мы встаём тогда, когда хотим встать, садимся, когда хотим сесть, говорим тогда, когда считаем это нужным. Все прочие бытовые действия мы также совершаем по собственному усмотрению, в нас не живут сущности, которые бы нами управляли. Но свободна ли наша воля в высшем смысле этого слова? Всегда ли мы можем избирать благо и следовать словам Христа?
Евангельский рассказ об исцелении Спасителем бесноватых — это ещё и указание пути, по которому необходимо пройти, если, конечно, мы хотим обрести полную свободу. Как мы увидели из этого рассказа, одного исповедания Иисуса из Назарета Сыном Божиим недостаточно, нужно нечто большее, то, чего невозможно ожидать от одержимых злыми духами людей: нужно стремление не только называть Иисуса Сыном Божиим, но и жить так, как Он нам заповедовал. Если будет такое стремление, если мы будем в своих сердцах падать к ногам Иисуса, то Он обратит на нас Своё милостивое внимание, и даст нам свободу славы детей Божиих (см. Рим. 8:21).
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
Читать далееКак, когда и кому мы можем говорить о Боге? Как начать беседу о вере? Ответ на этот вопрос находим в том отрывке из 3 главы Евангелия от Марка, который звучит сегодня за богослужением в православных храмах. Давайте послушаем.
Глава 3.
6 Фарисеи, выйдя, немедленно составили с иродианами совещание против Него, как бы погубить Его.
7 Но Иисус с учениками Своими удалился к морю; и за Ним последовало множество народа из Галилеи, Иудеи,
8 Иерусалима, Идумеи и из-за Иордана. И живущие в окрестностях Тира и Сидона, услышав, что Он делал, шли к Нему в великом множестве.
9 И сказал ученикам Своим, чтобы готова была для Него лодка по причине многолюдства, дабы не теснили Его.
10 Ибо многих Он исцелил, так что имевшие язвы бросались к Нему, чтобы коснуться Его.
11 И духи нечистые, когда видели Его, падали пред Ним и кричали: Ты Сын Божий.
12 Но Он строго запрещал им, чтобы не делали Его известным.
Только что прозвучавший отрывок в общих чертах описывает главные стороны земного служения Христа. Здесь есть всё: чудеса, почитание Господа простыми людьми, сопротивление Евангельской проповеди со стороны религиозных лидеров иудеев, бессилие нечистых духов перед той силой, которая исходила от Спасителя. Наконец, евангелист описывает, как вёл Себя Христос в этих ситуациях. К людям Он был милостив, никогда не отказывал им в их просьбах. От конфликтов с иудеями, которые могли привести к физической расправе, Он до времени уклонялся, так как чётко видел, что Его час ещё не пришёл. Людям, одержимыми нечистыми духами, которые свидетельствовали о Его божественном происхождении, Он запрещал говорить. Это последняя особенность проповеди Христа больше всего обращает на себя внимание. Выглядит это довольно странно. Ведь именно свидетельство духовного мира — это самое сильное подтверждение и доказательство того, кем на самом деле являлся Иисус. Почему же Он отказывается от этой хоть и косвенной, но всё же поддержки? Почему не использует её в Своих целях? Тут есть несколько причин.
Первая заключается в том, что выражение «сын Божий» в древнем мире не было чем-то необычным. Библия в некоторых местах так именовала или ангелов или праведников. Но вместе с тем среди язычников «сыновьями божьими» нередко называли или особо знатных людей, например, фараонов, императоров и членов их семей, или тех людей, которые обладали сверхъестественными дарованиями, например, исключительной силой или магическими способностями. Жители Галилеи, в которой проходило служение Христа, общались с язычниками очень близко, находились нередко под влиянием их воззрений. А потому и выражение «Сын Божий» могли понимать через призму языческих предрассудков.
Ещё один важный момент. Выражение «Сын Божий» могло ассоциироваться в сознании иудеев с образом Мессии, представления о котором у них были искажённые. Для них Мессия — это победоносный Царь, который одолеет захватчиков-римлян и приведёт Израиль к власти над миром. Поэтому, если бы разнеслись слухи, что пришёл Мессия-Сын Божий, наверняка бы начались мятежи и восстания, что нередко случалось в иудейской истории. То есть выражение «Сын Божий» народ мыслил в категориях иудейского национализма. Однако представления Христа о том, каким должен быть Мессия и что Он должен сделать, радикально отличались от общенародных. Для Спасителя это был путь жертвенного служения и любви вплоть до смерти на кресте. Поэтому перед тем, как во всеуслышание говорить о Своем Богосыновстве, Господь должен был явить истинное значение этого выражения. В противном случае это могло привести к бессмысленному кровопролитию.
Итак, в свидетельстве бесов не было никакой пользы для проповеди Евангелия. Скорее это было антипроповедью. Нечистые духи играли на духовном невежестве людей. Используя сакральное выражение, которое встречается в Библии, они побуждали народ неверно мыслить о том, кто есть Христос. Точно так некогда сатана искушает Самого Господа в пустыне. Он пытается соблазнить Его цитатами из Священного Писания.
Для нас это повод задуматься. Для того, чтобы свидетельствовать о Боге, необходимо прежде всего понимать, с кем, когда и где мы говорим. Готов ли в данной ситуации человек принять наше свидетельство? Или я ещё больше введу его в заблуждение? Как же поймать подходящий момент? Евангелие даёт чёткий ответ: вера в Бога, а также навык каждодневного исполнения Христовых заповедей наполняют сердце человека Духом Святым. Чем больше Он нас наполняет, тем сильнее мы интуитивно ощущаем, когда сказать, когда промолчать. В конечном счёте, свидетельством должна стать вся наша жизнь. Чтобы люди смотрели на нас и спрашивали: откуда это в тебе? Я тоже так хочу. Расскажи, как тебе удалось приобрести такой мир, такой покой, такую милость и снисхождение к окружающим. Вот здесь и начинается настоящая проповедь, когда мои слова перестают быть идеологическими речовками и лозунгами, но подкрепляются безмолвными деяниями, в которых проявляет Себя Господь.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
Читать далее
епископ Переславский и Угличский Феоктист