Евангелие от Марка, Глава 3, стихи 6-12. Комментирует - Дмитрий Барицкий
Москва - 100,9 FM
* Поделиться

Евангелие от Марка, Глава 3, стихи 6-12

Читает и комментирует священник Дмитрий Барицкий.

Как, когда и кому мы можем говорить о Боге? Как начать беседу о вере? Ответ на этот вопрос находим в том отрывке из 3 главы Евангелия от Марка, который звучит сегодня за богослужением в православных храмах. Давайте послушаем.

Глава 3.

6 Фарисеи, выйдя, немедленно составили с иродианами совещание против Него, как бы погубить Его.

7 Но Иисус с учениками Своими удалился к морю; и за Ним последовало множество народа из Галилеи, Иудеи,

8 Иерусалима, Идумеи и из-за Иордана. И живущие в окрестностях Тира и Сидона, услышав, что Он делал, шли к Нему в великом множестве.

И сказал ученикам Своим, чтобы готова была для Него лодка по причине многолюдства, дабы не теснили Его.

10 Ибо многих Он исцелил, так что имевшие язвы бросались к Нему, чтобы коснуться Его.

11 И духи нечистые, когда видели Его, падали пред Ним и кричали: Ты Сын Божий.

12 Но Он строго запрещал им, чтобы не делали Его известным.

Только что прозвучавший отрывок в общих чертах описывает главные стороны земного служения Христа. Здесь есть всё: чудеса, почитание Господа простыми людьми, сопротивление Евангельской проповеди со стороны религиозных лидеров иудеев, бессилие нечистых духов перед той силой, которая исходила от Спасителя. Наконец, евангелист описывает, как вёл Себя Христос в этих ситуациях. К людям Он был милостив, никогда не отказывал им в их просьбах. От конфликтов с иудеями, которые могли привести к физической расправе, Он до времени уклонялся, так как чётко видел, что Его час ещё не пришёл. Людям, одержимыми нечистыми духами, которые свидетельствовали о Его божественном происхождении, Он запрещал говорить. Это последняя особенность проповеди Христа больше всего обращает на себя внимание. Выглядит это довольно странно. Ведь именно свидетельство духовного мира — это самое сильное подтверждение и доказательство того, кем на самом деле являлся Иисус. Почему же Он отказывается от этой хоть и косвенной, но всё же поддержки? Почему не использует её в Своих целях? Тут есть несколько причин.

Первая заключается в том, что выражение «сын Божий» в древнем мире не было чем-то необычным. Библия в некоторых местах так именовала или ангелов или праведников. Но вместе с тем среди язычников «сыновьями божьими» нередко называли или особо знатных людей, например, фараонов, императоров и членов их семей, или тех людей, которые обладали сверхъестественными дарованиями, например, исключительной силой или магическими способностями. Жители Галилеи, в которой проходило служение Христа, общались с язычниками очень близко, находились нередко под влиянием их воззрений. А потому и выражение «Сын Божий» могли понимать через призму языческих предрассудков.

Ещё один важный момент. Выражение «Сын Божий» могло ассоциироваться в сознании иудеев с образом Мессии, представления о котором у них были искажённые. Для них Мессия — это победоносный Царь, который одолеет захватчиков-римлян и приведёт Израиль к власти над миром. Поэтому, если бы разнеслись слухи, что пришёл Мессия-Сын Божий, наверняка бы начались мятежи и восстания, что нередко случалось в иудейской истории. То есть выражение «Сын Божий» народ мыслил в категориях иудейского национализма. Однако представления Христа о том, каким должен быть Мессия и что Он должен сделать, радикально отличались от общенародных. Для Спасителя это был путь жертвенного служения и любви вплоть до смерти на кресте. Поэтому перед тем, как во всеуслышание говорить о Своем Богосыновстве, Господь должен был явить истинное значение этого выражения. В противном случае это могло привести к бессмысленному кровопролитию.

Итак, в свидетельстве бесов не было никакой пользы для проповеди Евангелия. Скорее это было антипроповедью. Нечистые духи играли на духовном невежестве людей. Используя сакральное выражение, которое встречается в Библии, они побуждали народ неверно мыслить о том, кто есть Христос. Точно так некогда сатана искушает Самого Господа в пустыне. Он пытается соблазнить Его цитатами из Священного Писания.

Для нас это повод задуматься. Для того, чтобы свидетельствовать о Боге, необходимо прежде всего понимать, с кем, когда и где мы говорим. Готов ли в данной ситуации человек принять наше свидетельство? Или я ещё больше введу его в заблуждение? Как же поймать подходящий момент? Евангелие даёт чёткий ответ: вера в Бога, а также навык каждодневного исполнения Христовых заповедей наполняют сердце человека Духом Святым. Чем больше Он нас наполняет, тем сильнее мы интуитивно ощущаем, когда сказать, когда промолчать. В конечном счёте, свидетельством должна стать вся наша жизнь. Чтобы люди смотрели на нас и спрашивали: откуда это в тебе? Я тоже так хочу. Расскажи, как тебе удалось приобрести такой мир, такой покой, такую милость и снисхождение к окружающим. Вот здесь и начинается настоящая проповедь, когда мои слова перестают быть идеологическими речовками и лозунгами, но подкрепляются безмолвными деяниями, в которых проявляет Себя Господь.


Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов

Друзья! Поддержите выпуски новых программ Радио ВЕРА!
Вы можете стать попечителем радио, установив ежемесячный платеж. Будем вместе свидетельствовать миру о Христе, Его любви и милосердии!