Евангелие дня - Радио ВЕРА
Москва - 100,9 FM

Евангелие от Матфея, Глава 24, стихи 27-33, 42-51

Выбор комментатора
Читает и комментирует
священник Дмитрий Барицкий
Выбор комментатора
Читает и комментирует
священник Стефан Домусчи
Выбор комментатора
Читает и комментирует
епископ Переславский и Угличский Феоктист.
Евангелие от Матфея, Глава 24
Читать далее
Читает и комментирует священник Дмитрий Барицкий

Эмоциональная нестабильность, перепады настроения, внутренняя неустойчивостью нередко очень мешают нам жить. Можно ли как-то с этим справиться? Ответ на этот вопрос содержится в отрывке из 24 главы Евангелия от Матфея, который звучит сегодня за богослужением в православных храмах. Давайте послушаем.

Глава 24.

27 ибо, как молния исходит от востока и видна бывает даже до запада, так будет пришествие Сына Человеческого;

28 ибо, где будет труп, там соберутся орлы.

29 И вдруг, после скорби дней тех, солнце померкнет, и луна не даст света своего, и звезды спадут с неба, и силы небесные поколеблются;

30 тогда явится знамение Сына Человеческого на небе; и тогда восплачутся все племена земные и увидят Сына Человеческого, грядущего на облаках небесных с силою и славою великою;

31 и пошлет Ангелов Своих с трубою громогласною, и соберут избранных Его от четырех ветров, от края небес до края их.

32 От смоковницы возьмите подобие: когда ветви ее становятся уже мягки и пускают листья, то знаете, что близко лето;

33 так, когда вы увидите всё сие, знайте, что близко, при дверях.

42 Итак бодрствуйте, потому что не знаете, в который час Господь ваш приидет.

43 Но это вы знаете, что, если бы ведал хозяин дома, в какую стражу придет вор, то бодрствовал бы и не дал бы подкопать дома своего.

44 Потому и вы будьте готовы, ибо в который час не думаете, приидет Сын Человеческий.

45 Кто же верный и благоразумный раб, которого господин его поставил над слугами своими, чтобы давать им пищу во время?

46 Блажен тот раб, которого господин его, придя, найдет поступающим так;

47 истинно говорю вам, что над всем имением своим поставит его.

48 Если же раб тот, будучи зол, скажет в сердце своем: не скоро придет господин мой,

49 и начнет бить товарищей своих и есть и пить с пьяницами,-

50 то придет господин раба того в день, в который он не ожидает, и в час, в который не думает,

51 и рассечет его, и подвергнет его одной участи с лицемерами; там будет плач и скрежет зубов.

Представьте себе человека, который находится в состоянии сильного эмоционального возбуждения. Он не может сидеть на месте. Его движения хаотичны, бесцельны. Он заламывает руки или ходит по комнате взад-вперёд. Его переполняет тревога, беспокойство, страх. Он может ни с того, ни с сего проявить агрессию к окружающим или начать внезапно плакать. Несмотря на то, что он физически трезв, его поведение напоминает поведение пьяного. Он не понимает, что делает. Сознание человека померкло. Его ум словно утонул в буре чувств и эмоций.

Состояние бодрствования, к которому призывает Господь в прозвучавшем отрывке, — это состояние прямо противоположное. Это ясное осознание того, что происходит не только вокруг меня, но и во мне. Способность видеть истинные мотивы своих слов и поступков. Внутри может бушевать целый океан разнообразных переживаний. Однако ум, возвышается над ними словно маяк в ненастную погоду. Всё вижу, всё замечаю, отслеживаю каждое внутреннее движение. В таком состоянии человек имеет возможность действовать не под влиянием аффекта, но руководствуясь соображениями целесообразности. Ведь он не поддается импульсам. Он не сливается с эмоциями. Он смотрит на них со стороны. Он способен выбирать. Нередко в святоотеческой традиции это внутреннее расположение называется ещё трезвенностью. Трезвенность — это не только физическая трезвость, но также эмоциональная и духовная ясность.

Именно к этому внутреннему расположению Господь и призывает Своих учеников. Важно заметить, что своими силами удержаться в этом состоянии невозможно. А потому нередко призыв бодрствовать Новый Завет соединяет с призывом к молитве. Так, например, в Гефсиманском саду, всего за несколько мгновений до того, как Христа схватили и повели на суд к первосвященнику и Понтию Пилату, Спаситель призывает учеников: «бодрствуйте и молитесь, чтобы не впасть в искушение». Апостолы в тот момент внутренне расслаблены. Духовно они не трезвы. А потому так легко и поддаются страхам. Они разбегаются в панике.

Чтобы избежать подобных искушений, отцы Церкви рекомендуют держать свой ум словно над поверхностью своих душевных переживаний. Наш ум подобно радару должен каждое мгновение мониторить внутреннее состояние. Чтобы добиться этого церковная традиция рекомендует развить в себе навык постоянной молитвы. Так, прп. Иоанн Кассиан Римлянин предлагает во всякой ситуации повторять слова псалма: «Поспеши, Боже, избави меня. Поспеши, Господи, на помощь мне». По словам святого, такая привычка постоянно направлять свое внимание на Творца не просто позволит нам избежать беды и напасти. Она даст нам силы в любой, даже самой тяжелой ситуации, отчетливо ощущать и своим умом, и своим сердцем присутствие Бога. Именно осознание этого присутствия и есть та самая бодрость и трезвенность, к которой нас призывает Господь. Именно это осознание дает нам внутреннюю стабильность, сердечные мир и тишину.


Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов

Читать далее
Читает и комментирует священник Стефан Домусчи

Здравствуйте, дорогие радиослушатели! С вами доцент МДА священник Стефан Домусчи. Даже люди, малознакомые с христианством, знают, что Иисус говорил о грядущем конце мира и призывал своих учеников к нему готовиться. Но что на практике должна означать эта подготовка? Ответ на этот вопрос звучит в отрывке из 24-й главы Евангелия от Матфея, который читается сегодня в храме во время богослужения. Давайте его послушаем.

Глава 24.

27 ибо, как молния исходит от востока и видна бывает даже до запада, так будет пришествие Сына Человеческого;

28 ибо, где будет труп, там соберутся орлы.

29 И вдруг, после скорби дней тех, солнце померкнет, и луна не даст света своего, и звезды спадут с неба, и силы небесные поколеблются;

30 тогда явится знамение Сына Человеческого на небе; и тогда восплачутся все племена земные и увидят Сына Человеческого, грядущего на облаках небесных с силою и славою великою;

31 и пошлет Ангелов Своих с трубою громогласною, и соберут избранных Его от четырех ветров, от края небес до края их.

32 От смоковницы возьмите подобие: когда ветви ее становятся уже мягки и пускают листья, то знаете, что близко лето;

33 так, когда вы увидите всё сие, знайте, что близко, при дверях.

42 Итак бодрствуйте, потому что не знаете, в который час Господь ваш приидет.

43 Но это вы знаете, что, если бы ведал хозяин дома, в какую стражу придет вор, то бодрствовал бы и не дал бы подкопать дома своего.

44 Потому и вы будьте готовы, ибо в который час не думаете, приидет Сын Человеческий.

45 Кто же верный и благоразумный раб, которого господин его поставил над слугами своими, чтобы давать им пищу во время?

46 Блажен тот раб, которого господин его, придя, найдет поступающим так;

47 истинно говорю вам, что над всем имением своим поставит его.

48 Если же раб тот, будучи зол, скажет в сердце своем: не скоро придет господин мой,

49 и начнет бить товарищей своих и есть и пить с пьяницами,-

50 то придет господин раба того в день, в который он не ожидает, и в час, в который не думает,

51 и рассечет его, и подвергнет его одной участи с лицемерами; там будет плач и скрежет зубов.

Многие помнят, как во второй половине двухтысячных годов в средствах массовой информации появились сообщения о группе людей, которые в ожидании конца света ушли жить в пещеры. В то время многие задумались об адекватности подобного подхода и том, на самом ли деле отказ от паспортов и подобный уход от мира является тем, к чему призывает нас Христос.

В сегодняшнем евангельском чтении мы слышим, как Господь говорит ученикам о верных признаках конца мира. Они настолько же очевидны, насколько очевидно появление зелени на деревьях предвещает приход лета. Описание событий, которым предстоит случиться, вряд ли кого-нибудь оставит равнодушными, ведь речь идёт о бедствиях, каких до этого не видел свет. Бедствиях не только общественного, но даже планетарного и космического масштаба. Учитывая ужас происходящего, поневоле задумаешься, не является ли попытка ухода и бегства самой естественной реакцией... Однако из второй части чтения становится ясно, что Христос ожидает от нас чего-то совершенно другого. В качестве примера того, кто правильно себя ведёт, Он говорит о рабе, которому поручено кормить остальных и которого возвратившийся хозяин находит исполнившим поручение. Такого человека Спаситель называет блаженным, прямо как нищих духом, алчущих и жаждущих, миротворцев и милостивых, и всех тех, о ком Он говорит в Нагорной проповеди как о причастных Царству небесному.

В чём же суть служения человека, который, по слову Христа, блажен? Суть в том, что до прихода хозяина, слуга исполнял возложенные на него обязанности. То есть если мы хотим последовать его примеру, нам следует исполнять порученное нам Господом! Это главное, на что указывает нам Господь. Из других евангельских текстов мы знаем, что Спаситель не запрещает нам уходить от прямой опасности, но акцент Он делает не на этом, а на исполнении Его воли. Блажен не тот, кто убежал и спрятался, но тот, кто в любых испытаниях остался верен заповедям, остался терпелив, кроток, милосерден к людям.


Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов

Читать далее
епископ Феоктист ИгумновЧитает и комментирует епископ Переславский и Угличский Феоктист.

Здравствуйте! С вами епископ Переславский и Угличский Феоктист.

Какими внутренними качествами должны обладать христиане? На этот вопрос могут быть самые разные ответы, и, скорее всего, именно так — по-разному — ответят на него не только обычные члены Церкви, но и священнослужители. Так происходит по причине того, что мы довольно плохо знакомы со Священным Писанием, и привыкли ориентироваться не на него, а на сложившуюся традицию, которая несмотря на то, что она базируется на Писании, привносит и нечто своё, нечто вторичное, то, что затеняет евангельские призывы Христа. В этом легко убедиться, если попытаться задать самим себе простой вопрос: что должны делать христиане? В ответ мы, скорее всего услышим несомненно правильные слова о молитве, о посте, о милостыне, о неосуждении и так далее, но вряд ли среди ответов найдутся слова о том, что христиане должны пребывать в непрестанной духовной бодрости и готовности встретиться со Христом лицом к лицу в любую секунду, тогда как все ранее перечисленное — молитва, пост, милостыня, неосуждение и многое другое — не являются ценностью сами по себе, это лишь инструменты, которые должны нас готовить к встрече со Христом. О непрестанной бодрости и готовности Христос говорил Своим ученикам, давайте послушаем Его слова, которые сохранила для нас 24-я глава Евангелия от Матфея. Отрывок из этой главы звучит сегодня за литургией в православных храмах.

Глава 24.

27 ибо, как молния исходит от востока и видна бывает даже до запада, так будет пришествие Сына Человеческого;

28 ибо, где будет труп, там соберутся орлы.

29 И вдруг, после скорби дней тех, солнце померкнет, и луна не даст света своего, и звезды спадут с неба, и силы небесные поколеблются;

30 тогда явится знамение Сына Человеческого на небе; и тогда восплачутся все племена земные и увидят Сына Человеческого, грядущего на облаках небесных с силою и славою великою;

31 и пошлет Ангелов Своих с трубою громогласною, и соберут избранных Его от четырех ветров, от края небес до края их.

32 От смоковницы возьмите подобие: когда ветви ее становятся уже мягки и пускают листья, то знаете, что близко лето;

33 так, когда вы увидите всё сие, знайте, что близко, при дверях.

42 Итак бодрствуйте, потому что не знаете, в который час Господь ваш приидет.

43 Но это вы знаете, что, если бы ведал хозяин дома, в какую стражу придет вор, то бодрствовал бы и не дал бы подкопать дома своего.

44 Потому и вы будьте готовы, ибо в который час не думаете, приидет Сын Человеческий.

45 Кто же верный и благоразумный раб, которого господин его поставил над слугами своими, чтобы давать им пищу во время?

46 Блажен тот раб, которого господин его, придя, найдет поступающим так;

47 истинно говорю вам, что над всем имением своим поставит его.

48 Если же раб тот, будучи зол, скажет в сердце своем: не скоро придет господин мой,

49 и начнет бить товарищей своих и есть и пить с пьяницами,

50 то придет господин раба того в день, в который он не ожидает, и в час, в который не думает,

51 и рассечет его, и подвергнет его одной участи с лицемерами; там будет плач и скрежет зубов.

Христос призыв к всегдашней бодрости невозможно интерпретировать каким-то иным, кроме буквального, способом: «Итак бодрствуйте, потому что не знаете, в который час Господь ваш приидет» (Мф. 24:42). В Своей речи Спаситель привёл несколько очень понятных и доходчивых аналогий, Он упомянул о хозяине дома, который не дал бы себя ограбить, если бы знал когда именно нагрянет вор, упомянул Он и раба, которому было дано указание наблюдать за порядком в доме. К этим двум аналогиям можно прибавить и множество иных, можно, например, вспомнить о бдительности, которая необходима человеку за рулём, ведь большинство аварий случаются по причине невнимательности водителей.

Но вот что любопытно: христиане первых веков понимали эти Христовы слова буквально, и действительно бдели, они ждали Христова Пришествия с минуты на минуту. С течением времени бдительность уступила место беспечности, причину подмены легко понять: Христос не пришёл, следовательно, можно расслабиться. Эта логика, несмотря на свою повсеместность, довольно странная, и ее легко разрушить, если вспомнить о том, что вероятность физической кончины человека с каждой секундой его жизни увеличивается, а не уменьшается, и все мы это прекрасно понимаем: чем больше человеку лет, тем ближе он к финалу своего физического существования, а это означает, что степень его готовности к переходу в вечность должна непрестанно возрастать. Невозможно представить человека в здравом уме, который бы думал, что если он не умер в 50 лет, то тем более не умрёт в 90. Так и со Вторым Христовым Пришествием: оно несомненно будет, и мы к нему ощутимо ближе, чем христиане первых веков по Рождестве Христовом, по этой причине и внутренней бодрости с бдительностью у нас должно быть несравнимо больше, чем у поколения апостолов. Отсюда вытекает и ещё один вывод: больше у нас должны быть и молитвы, и поста, и милосердия, всего того, что позволяет стяжать духовную бодрость, и помочь в подготовке к личной встрече с нашим Спасителем и Господом Иисусом Христом.


Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов

Читать далее
Друзья! Поддержите выпуски новых программ Радио ВЕРА!
Вы можете стать попечителем радио, установив ежемесячный платеж. Будем вместе свидетельствовать миру о Христе, Его любви и милосердии!
06.09.2024пятница
Слушать на мобильном

Скачайте приложение для мобильного устройства и Радио ВЕРА будет всегда у вас под рукой, где бы вы ни были, дома или в дороге.

Слушайте подкасты в iTunes и Яндекс.Музыка, а также смотрите наши программы на Youtube канале Радио ВЕРА.

Мы в соцсетях
ОКВКТвиттерТГ