Евангелие от Матфея, Глава 24, стихи 27-33, 42-51. Комментирует - Дмитрий Барицкий
Москва - 100,9 FM

Евангелие от Матфея, Глава 24, стихи 27-33,42-51

22 августа 2025. Мф., 100 зач., XXIV, 27-33, 42-51 (о. Дмитрий Барицкий)
Поделиться Поделиться
Читает и комментирует священник Дмитрий Барицкий

Эмоциональная нестабильность, перепады настроения, внутренняя неустойчивостью нередко очень мешают нам жить. Можно ли как-то с этим справиться? Ответ на этот вопрос содержится в отрывке из 24 главы Евангелия от Матфея, который звучит сегодня за богослужением в православных храмах. Давайте послушаем.

Глава 24.

27 ибо, как молния исходит от востока и видна бывает даже до запада, так будет пришествие Сына Человеческого;

28 ибо, где будет труп, там соберутся орлы.

29 И вдруг, после скорби дней тех, солнце померкнет, и луна не даст света своего, и звезды спадут с неба, и силы небесные поколеблются;

30 тогда явится знамение Сына Человеческого на небе; и тогда восплачутся все племена земные и увидят Сына Человеческого, грядущего на облаках небесных с силою и славою великою;

31 и пошлет Ангелов Своих с трубою громогласною, и соберут избранных Его от четырех ветров, от края небес до края их.

32 От смоковницы возьмите подобие: когда ветви ее становятся уже мягки и пускают листья, то знаете, что близко лето;

33 так, когда вы увидите всё сие, знайте, что близко, при дверях.

42 Итак бодрствуйте, потому что не знаете, в который час Господь ваш приидет.

43 Но это вы знаете, что, если бы ведал хозяин дома, в какую стражу придет вор, то бодрствовал бы и не дал бы подкопать дома своего.

44 Потому и вы будьте готовы, ибо в который час не думаете, приидет Сын Человеческий.

45 Кто же верный и благоразумный раб, которого господин его поставил над слугами своими, чтобы давать им пищу во время?

46 Блажен тот раб, которого господин его, придя, найдет поступающим так;

47 истинно говорю вам, что над всем имением своим поставит его.

48 Если же раб тот, будучи зол, скажет в сердце своем: не скоро придет господин мой,

49 и начнет бить товарищей своих и есть и пить с пьяницами,-

50 то придет господин раба того в день, в который он не ожидает, и в час, в который не думает,

51 и рассечет его, и подвергнет его одной участи с лицемерами; там будет плач и скрежет зубов.

Представьте себе человека, который находится в состоянии сильного эмоционального возбуждения. Он не может сидеть на месте. Его движения хаотичны, бесцельны. Он заламывает руки или ходит по комнате взад-вперёд. Его переполняет тревога, беспокойство, страх. Он может ни с того, ни с сего проявить агрессию к окружающим или начать внезапно плакать. Несмотря на то, что он физически трезв, его поведение напоминает поведение пьяного. Он не понимает, что делает. Сознание человека померкло. Его ум словно утонул в буре чувств и эмоций.

Состояние бодрствования, к которому призывает Господь в прозвучавшем отрывке, — это состояние прямо противоположное. Это ясное осознание того, что происходит не только вокруг меня, но и во мне. Способность видеть истинные мотивы своих слов и поступков. Внутри может бушевать целый океан разнообразных переживаний. Однако ум, возвышается над ними словно маяк в ненастную погоду. Всё вижу, всё замечаю, отслеживаю каждое внутреннее движение. В таком состоянии человек имеет возможность действовать не под влиянием аффекта, но руководствуясь соображениями целесообразности. Ведь он не поддается импульсам. Он не сливается с эмоциями. Он смотрит на них со стороны. Он способен выбирать. Нередко в святоотеческой традиции это внутреннее расположение называется ещё трезвенностью. Трезвенность — это не только физическая трезвость, но также эмоциональная и духовная ясность.

Именно к этому внутреннему расположению Господь и призывает Своих учеников. Важно заметить, что своими силами удержаться в этом состоянии невозможно. А потому нередко призыв бодрствовать Новый Завет соединяет с призывом к молитве. Так, например, в Гефсиманском саду, всего за несколько мгновений до того, как Христа схватили и повели на суд к первосвященнику и Понтию Пилату, Спаситель призывает учеников: «бодрствуйте и молитесь, чтобы не впасть в искушение». Апостолы в тот момент внутренне расслаблены. Духовно они не трезвы. А потому так легко и поддаются страхам. Они разбегаются в панике.

Чтобы избежать подобных искушений, отцы Церкви рекомендуют держать свой ум словно над поверхностью своих душевных переживаний. Наш ум подобно радару должен каждое мгновение мониторить внутреннее состояние. Чтобы добиться этого церковная традиция рекомендует развить в себе навык постоянной молитвы. Так, прп. Иоанн Кассиан Римлянин предлагает во всякой ситуации повторять слова псалма: «Поспеши, Боже, избави меня. Поспеши, Господи, на помощь мне». По словам святого, такая привычка постоянно направлять свое внимание на Творца не просто позволит нам избежать беды и напасти. Она даст нам силы в любой, даже самой тяжелой ситуации, отчетливо ощущать и своим умом, и своим сердцем присутствие Бога. Именно осознание этого присутствия и есть та самая бодрость и трезвенность, к которой нас призывает Господь. Именно это осознание дает нам внутреннюю стабильность, сердечные мир и тишину.


Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов

Друзья! Поддержите выпуски новых программ Радио ВЕРА!
Вы можете стать попечителем радио, установив ежемесячный платеж. Будем вместе свидетельствовать миру о Христе, Его любви и милосердии!