Евангелие дня - Радио ВЕРА
Москва - 100,9 FM

Евангелие от Матфея, Глава 21, стихи 18-22

Выбор комментатора
Читает и комментирует
священник Антоний Борисов
Выбор комментатора
Читает и комментирует
епископ Переславский и Угличский Феоктист.
Выбор комментатора
Читает и комментирует
протоиерей Павел Великанов.
Евангелие от Матфея, Глава 21
Читать далее
Читает и комментирует священник Антоний Борисов

Библейское повествование наполнено символическими жестами — поступками, которые нужно понимать не напрямую, не буквально, а в переносном значении. И сейчас мы с вами услышим описание одного из наиболее известных и противоречивых, наверное, символических действий Христа Спасителя. Речь идет об отрывке из 21 главы Евангелия от Матфея. Он читается сегодня утром во время богослужения. Давайте послушаем.

Глава 21.

18 Поутру же, возвращаясь в город, взалкал;

19 и увидев при дороге одну смоковницу, подошел к ней и, ничего не найдя на ней, кроме одних листьев, говорит ей: да не будет же впредь от тебя плода вовек. И смоковница тотчас засохла.

20 Увидев это, ученики удивились и говорили: как это тотчас засохла смоковница?

21 Иисус же сказал им в ответ: истинно говорю вам, если будете иметь веру и не усомнитесь, не только сделаете то, что сделано со смоковницею, но если и горе сей скажете: поднимись и ввергнись в море,- будет;

22 и всё, чего ни попросите в молитве с верою, получите.

Если мы будем понимать прозвучавшее чтение буквальным образом, то ничего, кроме довольно странных выводов, не получим. Действительно. Какое заключение мы можем сделать? Христос проклинает смоковницу — фиговое или иначе инжирное дерево — за то, что на нем нет плодов. Смоковница вскоре засыхает. Иными словами — гибнет. Интересно, что в другом Евангелии — от Марка — прямо говорится, что искать сочный инжир на этом дереве (как и на любой другой смоковнице Израиля) никакого смысла не имелось. Ведь не настало еще время созревания плодов. То есть был несезон! Защитники природы могут возмутиться проявленной Христом суровости. Как же можно было погубить ни в чем неповинное дерево! Как можно было предъявить претензии к растению, которое, в принципе, не способно было в данный период года дать каких-либо плодов?! Но в том-то и дело, что поступок Спасителя нельзя понимать буквально. Иначе ничего, кроме какой-то необъяснимой жестокости, мы не увидим. Но что тогда мы призваны за действием Христа разглядеть?

Спаситель оказывается у смоковницы, направляясь в Иерусалим, — город, который Он довольно неожиданно покинул накануне — в тот самый день, когда Он торжественно вошёл в иудейскую столицу под возгласы ликующего народа. Многие из тех, кто приветствовал тогда Христа, надеялись на то, что Он пойдет и свергнет Понтия Пилата, станет земным царем Израиля, восстановит утраченную честь Своего народа. Но ничего подобного не произошло. Вместо дворца Пилата Христос отправился в Иерусалимский храм, где разогнал менял и торговцев, перевернул их прилавки, укорил их за то, что они на вере решили построить прибыльный бизнес. Затем Спаситель покинул город, чтобы вернуться туда на следующий день и вместо ликования толпы встретить недоуменное и недовольное молчание.

В преддверии этой встречи Христос и проклинает смоковницу. Не за то, что она была плохой сама по себе, а потому что дерево это оказалось символом еврейского народа и его веры. Смоковница имеет одну интересную особенность — плоды у неё появляются раньше листвы, а затем дозревают. Покрытое листвой фиговое дерево может своим видом обмануть незадачливого искателя. Тот может понадеяться утолить голод, а вместо этого найти не настоящую, а образную фигу. Вот и современная Христу религиозность Его соотечественников представляла собой соединение впечатляющей витрины и пустоты содержания. В Иерусалимском храме соблюдался пышный культ — проводились грандиозные церемонии, реками лилась кровь жертвенных животных. Но многие служители святилища, представители религиозной элиты и простые верующие совершенно забыли, ради чего всё это, собственно, происходит. Целью же являлась подготовка людей к приходу Спасителя, но не как земного царя, а как нового Адама, способного восстановить утраченную связь с Божественным небом. Но несмотря на все пророчества и символы древо ветхозаветной веры (при всей внешней красоте) внутренне оказалось бесплодным. Что и было явлено через чудесное усыхание смоковницы. А это, в свою очередь, побуждает нас помнить о том, как легко осуществить в духовной жизни подмену. И вместо живого Бога возвести на пьедестал для поклонения удобную иллюзию о собственном совершенстве — отравленную гордостью мечту, которая неминуемо приведет к печальному концу. От чего да убережет нас милостивый Господь!


Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов

Читать далее
епископ Феоктист ИгумновЧитает и комментирует епископ Переславский и Угличский Феоктист.

История с проклятием бесплодной смоковницы — одна из самых непростых для понимания во всем Новом Завете. Причина сложности этого сюжета кроется в том, что здесь Христос выступает в крайне нехарактерной для Себя роли: он не созидает, а разрушает. Второй подобной истории мы не сможем найти на страницах Евангелия. Большинство толкователей склоняются к тому, чтобы видеть в проклятии смоковницы инсценированную пророческую притчу, которая должна показать то, что произойдёт с Иерусалимским храмом и в целом с израильским народом: храм будет разрушен, а народ отторгнут от богообщения. Но, конечно, такое понимание этого евангельского сюжета отнюдь не снимает вопрос о том, почему Христос решил от созидания перейти к разрушению. Вероятнее всего, доподлинный и полный ответ мы никогда не узнаем, но ничто не мешает нам попытаться поразмышлять над этим вопросом.

Возможно, в Христовом действии есть отсылка к действиям Бога, описанным в Ветхом Завете. Там, как мы знаем, Бог довольно часто выступал в роли того, кто наказывает и разрушает, достаточно вспомнить историю с Содомом и Гоморрой или же со всемирным потопом. Это лишь два самых очевидных и ярких примера, общее же их количество не поддаётся исчислению, оно слишком велико. В Ветхом Завете Бог как созидает, так и разрушает, как милует, так и наказывает, это относится как к целым народам, так и к отдельным людям, скажем, довольно сложно понять действия Бога, Который, как о том говорит книга Исход, ожесточал сердце египетского фараона, после чего подвергал его наказанию за сердечное ожесточение. Книга Исход не даёт ответа на вопрос относительно того, какова была конечная цель этих действий Бога для самого фараона, да и вообще, фараон выступает на протяжении всего рассказа не как богоподобная личность, а как пешка в какой-то очень странной и весьма суровой игре. И это — тоже серьёзный вопрос, на который у нас нет ответа. Вообще, таких вопросов к Священному Писанию очень много, они, с одной стороны, могут смутить и породить некоторое недоверие к библейским историям, а с другой — они прекрасный повод вспомнить об ограниченности наших познавательных способностей, они напоминают, что никакой человек никогда не сможет в полной мере постичь действия Бога.

Мы можем предположить, что Своими действиями Христос показывает и апостолам, и нам, что существуют грехи особой тяжести, те, которые в конечном итоге приводят к отторжению от богообщения, выраженному в проклятии смоковницы через превращение полноценного живого дерева в иссохшее растение, которое не только не способно приносить плоды, но и жить так, как живёт любое здоровое полноценное растение. О том, какие именно это грехи, нам говорят все те бесчисленные и чаще всего безымянные евангельские фарисеи, саддукеи, первосвященники, книжники и старцы, ведь именно они со своими учениями вынудили Христа иссушить смоковницу, чтобы показать будущее того народа, который пошёл за этими людьми. Их грехи сильно отличались от того, что мы чаще всего подразумеваем под этим понятием, они не были в прямом смысле убийцами, ворами или же блудниками. Они были богоборцами, восставшими на Посланного Богом Спасителя мира. Это и есть самый страшный из всех возможных грехов, его опасность состоит ещё и в том, что он легко может быть замаскирован формальной праведностью и напускным благочестием, этот грех бывает очень трудно распознать даже в самих себе.

Для того, чтобы в него не впасть, есть лишь один путь — сердце, открытое Господу Иисусу Христу, и вера в то, что Он есть Творец мира, Источник жизни и наш Спаситель.

Читать далее
Читает и комментирует протоиерей Павел Великанов.

Слова о силе веры, которые мы только что слышали, могут оказаться весьма соблазнительными. Неужели это вообще возможно — имей только большую веру, и тебе уже нет никаких границ для исполнения желаний? Звучит, конечно, волшебно — но не очень убедительно. Ведь из сказок мы знаем, что далеко не всегда возможность чудесным образом исполнять любые желания приводила к счастливому результату — вспомним, хотя бы, сказку о рыбаке и рыбке. Но ведь в Евангелии Христос говорит о чем-то ином — и бесконечно важном? Неужели маркер силы веры — способность горами двигать?

Ответ нам поможет найти определение веры. Из слов Спасителя можно сделать глубоко ошибочный вывод — что вера прежде всего зависит от усилия воли. Стоит сильно-сильно захотеть поверить — и вот, смотришь — горы вокруг тебя так и зашатались! Но такая вера — это магия, где колдун тем и отличается от простого человека, что у него — собственная особая сила, полученная от духов, которая и позволяет ему действовать с нечеловеческой властью. О какой же вере тогда говорит Христос?

А давайте задумаемся вот над чем: кто такой «человек веры»? Разве тот, кто умеет реализовать любое своё пожелание? Очевидно, что нет! Если человек на самом деле живёт верой — то есть находится в постоянном прикосновении к Богу, в поиске не своей, но Его воли — сам вопрос о «хочу быть столбовою дворянкою!» сразу отпадает. Человек веры хочет того, что согласуется с волей Господа, что не разрушает её, не противоречит ей. Но эта воля — не тесный коридор в лабиринте, а скорее широкая полноводная река — русло которой предоставляет огромный диапазон возможностей. Кто-то пытается плыть против её течения, кто-то — к своей цели поперёк, а человек веры ищет настолько сильно прочувствовать реку, слиться с ней, ощутить её всем своим естеством — чтобы дышать с ней одним ритмом — и тогда маленькая воля человека, правильно направленная, приобретает огромную силу самого течения! Вот тогда, действительно, и горы — не помеха: да и любое доброе намерение, созвучное воле Божией, осуществится беспрепятственно!

Так что самый лучший инструмент для «прокачивания» силы веры — это поиск воли Божией и навык удерживаться в её тональности! Чего и хочу пожелать от души всем нашим слушателям!

Читать далее
Друзья! Поддержите выпуски новых программ Радио ВЕРА!
Вы можете стать попечителем радио, установив ежемесячный платеж. Будем вместе свидетельствовать миру о Христе, Его любви и милосердии!
26.08.2024понедельник
Слушать на мобильном

Скачайте приложение для мобильного устройства и Радио ВЕРА будет всегда у вас под рукой, где бы вы ни были, дома или в дороге.

Слушайте подкасты в iTunes и Яндекс.Музыка, а также смотрите наши программы на Youtube канале Радио ВЕРА.

Мы в соцсетях
****