Евангелие от Матфея, Глава 21, стихи 18-22
История с проклятием бесплодной смоковницы — одна из самых непростых для понимания во всем Новом Завете. Причина сложности этого сюжета кроется в том, что здесь Христос выступает в крайне нехарактерной для Себя роли: он не созидает, а разрушает. Второй подобной истории мы не сможем найти на страницах Евангелия. Большинство толкователей склоняются к тому, чтобы видеть в проклятии смоковницы инсценированную пророческую притчу, которая должна показать то, что произойдёт с Иерусалимским храмом и в целом с израильским народом: храм будет разрушен, а народ отторгнут от богообщения. Но, конечно, такое понимание этого евангельского сюжета отнюдь не снимает вопрос о том, почему Христос решил от созидания перейти к разрушению. Вероятнее всего, доподлинный и полный ответ мы никогда не узнаем, но ничто не мешает нам попытаться поразмышлять над этим вопросом.
Возможно, в Христовом действии есть отсылка к действиям Бога, описанным в Ветхом Завете. Там, как мы знаем, Бог довольно часто выступал в роли того, кто наказывает и разрушает, достаточно вспомнить историю с Содомом и Гоморрой или же со всемирным потопом. Это лишь два самых очевидных и ярких примера, общее же их количество не поддаётся исчислению, оно слишком велико. В Ветхом Завете Бог как созидает, так и разрушает, как милует, так и наказывает, это относится как к целым народам, так и к отдельным людям, скажем, довольно сложно понять действия Бога, Который, как о том говорит книга Исход, ожесточал сердце египетского фараона, после чего подвергал его наказанию за сердечное ожесточение. Книга Исход не даёт ответа на вопрос относительно того, какова была конечная цель этих действий Бога для самого фараона, да и вообще, фараон выступает на протяжении всего рассказа не как богоподобная личность, а как пешка в какой-то очень странной и весьма суровой игре. И это — тоже серьёзный вопрос, на который у нас нет ответа. Вообще, таких вопросов к Священному Писанию очень много, они, с одной стороны, могут смутить и породить некоторое недоверие к библейским историям, а с другой — они прекрасный повод вспомнить об ограниченности наших познавательных способностей, они напоминают, что никакой человек никогда не сможет в полной мере постичь действия Бога.
Мы можем предположить, что Своими действиями Христос показывает и апостолам, и нам, что существуют грехи особой тяжести, те, которые в конечном итоге приводят к отторжению от богообщения, выраженному в проклятии смоковницы через превращение полноценного живого дерева в иссохшее растение, которое не только не способно приносить плоды, но и жить так, как живёт любое здоровое полноценное растение. О том, какие именно это грехи, нам говорят все те бесчисленные и чаще всего безымянные евангельские фарисеи, саддукеи, первосвященники, книжники и старцы, ведь именно они со своими учениями вынудили Христа иссушить смоковницу, чтобы показать будущее того народа, который пошёл за этими людьми. Их грехи сильно отличались от того, что мы чаще всего подразумеваем под этим понятием, они не были в прямом смысле убийцами, ворами или же блудниками. Они были богоборцами, восставшими на Посланного Богом Спасителя мира. Это и есть самый страшный из всех возможных грехов, его опасность состоит ещё и в том, что он легко может быть замаскирован формальной праведностью и напускным благочестием, этот грех бывает очень трудно распознать даже в самих себе.
Для того, чтобы в него не впасть, есть лишь один путь — сердце, открытое Господу Иисусу Христу, и вера в то, что Он есть Творец мира, Источник жизни и наш Спаситель.