Евангелие дня - Радио ВЕРА
Москва - 100,9 FM

Евангелие от Матфея, Глава 15, стихи 32-39

Выбор комментатора
Читает и комментирует
священник Дмитрий Барицкий
Выбор комментатора
Читает и комментирует
священник Стефан Домусчи
Выбор комментатора
Читает и комментирует
протоиерей Павел Великанов.
Выбор комментатора
Читает и комментирует
священник Стефан Домусчи.
Евангелие от Матфея, Глава 15
Читать далее
Читает и комментирует священник Дмитрий Барицкий

Почему сверхъестественные чудеса происходят так редко в нашей жизни? Если есть Бог, почему Он явным образом не может проявлять Себя чаще и активней в нашей повседневности? Ответ на этот вопрос можно найти, рассуждая над отрывком из 15-й главы Евангелия от Матфея, который мы слышим за богослужением в православных храмах. Давайте послушаем.

Глава 15.

32 Иисус же, призвав учеников Своих, сказал им: жаль Мне народа, что уже три дня находятся при Мне, и нечего им есть; отпустить же их неевшими не хочу, чтобы не ослабели в дороге.

33 И говорят Ему ученики Его: откуда нам взять в пустыне столько хлебов, чтобы накормить столько народа?

34 Говорит им Иисус: сколько у вас хлебов? Они же сказали: семь, и немного рыбок.

35 Тогда велел народу возлечь на землю.

36 И, взяв семь хлебов и рыбы, воздал благодарение, преломил и дал ученикам Своим, а ученики народу.

37 И ели все и насытились; и набрали оставшихся кусков семь корзин полных,

38 а евших было четыре тысячи человек, кроме женщин и детей.

39 И, отпустив народ, Он вошел в лодку и прибыл в пределы Магдалинские.

Чудо насыщения, о котором мы только что услышали, упоминается евангелистом Матфеем два раза. Первый раз Господь накормил пятью хлебами и двумя рыбками пять тысяч человек. Второй раз семью хлебами и несколькими рыбками семь тысяч. Сегодня рассказчик особым образом подчёркивает, что мотивом к совершению этих чудес послужила жалость Спасителя к народу. Поэтому Он раз за разом и проявляет Свою Божественную силу.

Этот факт может вызвать ряд вопросов. Если Господу ничего не стоит проявить такую щедрость, почему Он не делает это регулярно? Почему улучшение социальных условий не становится лейтмотивом Его заботы о Своих учениках? Почему Он действовал так избирательно тогда, при Своей земной жизни, и продолжает с такой же избирательностью действовать сейчас в судьбах верующих?

У святителя Феофана Затворника имеются по этому поводу очень интересные размышления. Первое, на что он обращает внимание, так это на то, что Бог действует в этом мире, как хозяин дома. Он установил в этом доме определённый порядок. Однако Сам Он не зависит от него. Творец оставляет за собой свободу действовать в различных ситуациях по Своему усмотрению. Где Он посчитает нужным, там Он и вмешивается в естественный ход событий. Где не видит в том особой необходимости, остаётся словно наблюдателем. И как Господин мироздания Он имеет на это полное право.

И второй важный момент заключается в том, что именно по великой щедрости, милости и благожелательству к Своему творению Господь не даёт о Себе знать так часто, как нам бы порой этого хотелось. Он видит, как мы устроены и чего мы хотим. Даже великие святые вынуждены бороться с помыслами пойти лёгким путём. Даже у них бывают искушения снять с себя ответственность. Даже им бывает тяжко принимать решения и действовать самостоятельно. Что говорить о нас, простых людях. Ожидание того, что «прилетит вдруг волшебник в голубом вертолёте», — наша мечта с детства. В глубине каждого человека скрыто огромное желание жить безмятежно, беззаботно, расслабленно. Жить так, чтобы меня никто не трогал. И если вдруг появляется такой шанс, мы, даже не думая, к чему это может привести, цепко хватаемся за него.

Поэтому Господь и не вмешивается. Не нарушает установленный порядок жизни. Он желает, чтобы мы постоянно учились жить в этом мире так, будто всё зависит только от нас. Мысль о том, что если я сам не заработаю себе на кусок хлеба, то рискую остаться вечером голодным, стала для нас естественной. Вот подобным образом мы в итоге должны сродниться и с той мыслью, что, если я не окажу окружающим милости, любви и снисхождения близким, никто не окажет. Если я не исполню Евангелие Христово по отношению к окружающим, никто не исполнит. И Царство Божие открывается в нашем сердце именно тогда, когда мы принимаем эту мысль, она становится для нас привычной и родной. Когда мы во всех жизненных ситуациях, во всех своих делах начинаем действовать согласно этому принципу. Ведь тогда Бог, видя эту открытость и готовность, входит в наше сердце. И действует через нас в этом мире, и присутствует Своей благодатью во всех наших начинаниях.


Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов

Читать далее
Читает и комментирует священник Стефан Домусчи

Здравствуйте, дорогие радиослушатели! С вами доцент Московской духовной академии священник Стефан Домусчи. Одной из очевидных общечеловеческих нравственных ценностей является забота о своих ближних. Но что касается заботы о чужих? Насколько она важна для христиан? Ответ на этот вопрос мы слышим от Христа в отрывке из 15 главы Евангелия от Матфея. Он читается сегодня в православных храмах во время богослужения. Давайте его послушаем.

Глава 15.

32 Иисус же, призвав учеников Своих, сказал им: жаль Мне народа, что уже три дня находятся при Мне, и нечего им есть; отпустить же их неевшими не хочу, чтобы не ослабели в дороге.

33 И говорят Ему ученики Его: откуда нам взять в пустыне столько хлебов, чтобы накормить столько народа?

34 Говорит им Иисус: сколько у вас хлебов? Они же сказали: семь, и немного рыбок.

35 Тогда велел народу возлечь на землю.

36 И, взяв семь хлебов и рыбы, воздал благодарение, преломил и дал ученикам Своим, а ученики народу.

37 И ели все и насытились; и набрали оставшихся кусков семь корзин полных,

38 а евших было четыре тысячи человек, кроме женщин и детей.

39 И, отпустив народ, Он вошел в лодку и прибыл в пределы Магдалинские.

Сегодня мы слышали историю о насыщении четырёх тысяч человек семью хлебами и небольшим количеством рыбы. Буквально в прошлое воскресенье евангельское чтение тоже было посвящено насыщению большого количества людей малым количеством еды, и может возникнуть вопрос: «Для чего нам дважды обращаться к историям, которые так похожи друг на друга?», тем более делать это в рамках одной и той же недели. Однако при внимательном чтении мы можем убедиться, что истории отличаются некоторыми существенными деталями, на которые стоит обратить внимание. Содержатся они в соседних главах Евангелия от Матфея и явно не являются пересказами одной и той же истории.

Итак, если припомнить первое насыщение, оно произошло в Галилее, то есть регионе, родном для апостолов. Может быть, именно поэтому, будто бы заботясь о своих согражданах, они первыми походят ко Христу, Который как будто бы затянул проповедь до вечера, и они просят Его о снисхождении к людям, которые нуждаются в том, чтобы пойти в соседние селения и купить себе еды. Отвечая на их просьбу отпустить людей, Христос предлагает им самим накормить их, а когда они расписываются в своей беспомощности, просит у них хлебы и рыбу, и совершает чудо.

Насыщение, о котором мы услышали сегодня, происходит значительно севернее, так как незадолго до этого Спаситель удалился в страны Тирские и Сидонские, земли язычников. И хотя Евангелист пишет, что после Иисус вернулся к морю Галилейскому, судя по всему, речь о северной его части, где иудеи жили вместе с язычниками. Этот вывод можно сделать из слов апостола, который говорит, что люди, приносившие к Иисусу своих болеющих ближних, славили Бога Израилева. Очевидно, что если бы это были обычные иудеи, о них было бы сказано просто, что они славили Бога, в то время как слово «Израилева» свидетельствует о том, что люди славят Бога, Которого не считают своим.

В связи с этим примечательно, что апостолы молчат. Ситуация практически та же, но в этот раз они не проявляют никакой инициативы, так что Спаситель подаёт им пример. Он Сам говорит, что Ему жалко людей, которые уже довольно долго находятся рядом с Ним и не имеют пропитания. Предупреждая комментарий учеников, которые в прошлый раз уже были готовы отправить голодных людей самих решать свои проблемы, Христос говорит, что отпускать людей голодными не хочет.

Что же апостолы? Они понимают намёк, но тут же задают встречный вопрос: а нам-то откуда взять еду? То есть практически говорят «мы тут ни при чём». И это учитывая, что они не могут не помнить, что некоторое время назад в подобной же ситуации Христос совершил чудо. Почему они не попросили Его об этом? Почему не вспомнили о чуде? Возможно потому, что эти язычники были для них чужими, а чужие должны сами решать свои проблемы. Со своей стороны, Спаситель проявляет заботу об этих людях и показывает ученикам, что для них не должно существовать чужих и что всякий человек достоин любви и милосердия.


Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов

Читать далее
Читает и комментирует протоиерей Павел Великанов.

Ни одно описанное в Новом Завете чудо не упоминается столько раз, как чудо умножения хлебов. Дважды о нем говорят евангелисты Матфей и Марк, и по разу — Лука и Иоанн. Итого — шесть раз! Почему этому чуду уделяется такое пристальное внимание?

Ответ — в небольшой фразе сегодняшнего чтения. «Взяв семь хлебов и рыбы, воздал благодарение, преломил и дал ученикам Своим». Ничего не напоминает? Конечно же — почти слово в слово мы услышим всё это на Тайной Вечере. Только вместо рыбы — там будет пасхальная чаша вина.

Чудо умножения хлебов в определенном смысле архетипично. Давайте всмотримся внимательнее в его основные моменты, которые сближают его с Таинством Евхаристии.

Налицо образовавшаяся нужда. Любой профессиональный психолог хорошо знает: если у клиента нет конкретного запроса — то и оказать ему помощь невозможно. Как говорится, «ветер в голове попутным не бывает». Таинство Евхаристии, ежедневно совершаемое в Церкви — тоже не может происходить «само по себе», без «запроса» со стороны народа Божия. Если быть строгим в исполнении правил, то без причащающихся Литургия не должна совершаться — потому что священник здесь — ровно те самые «руки апостолов», которые лишь передают «продукт чуда» тем, кто его ожидает. Не может священник как предстоятель народа Божия совершать Литургию просто для себя самого, в своё удовольствие!

Чтобы понять особенность этого момента, я бы предложил мысленно нарисовать себе такую картину. Представьте, что среди толпы оказавшихся в пустыне нашлась группа людей, достаточно мудрых и предусмотрительных, которые позаботились о своём пропитании и взяли с собой еды. Подходят к ним апостолы, а те говорят: нет, спасибо большое, у нас самих еды предостаточно! Даже поделиться можем! Вы почувствовали, что тем самым эти люди сразу же стали — другими, даже чужими — по отношению к остальным?

К чему я веду? От сытости к Богу не приходят. Увязший в личном счастье человек смотрит на Бога как на «избыточную опцию» — ему и так кажется, что у него всё замечательно. «Господи, помилуй» не скажет человек, не испытывающий потребности в помиловании.

Общество художников связывает любовь к прекрасному. Хирургов — медицинская практика. Церковных людей — осознание потребности во Христе как самом главном Хлебе Жизни, без которого подступает страшный, изматывающий, лишающий всех сил жизни, голод.

И где бы ни собрались эти алчущие Хлеба Жизни и жаждущие Живой Воды — они точно насытятся. В этом нас снова и снова убеждают Евангелия! И не только сами утолят свой голод — но ещё и унесут с собой достаточно «коробов с остатками», от которых многие случайные встречные получат пользу.

Вот почему так важно опасаться видимости «духовной сытости», только при которой и можно пройти мимо протянутого нам Божественного Хлеба Евхаристии!

Читать далее
Читает и комментирует священник Стефан Домусчи.

В сегодняшнем чтении мы слышим историю о насыщении Христом четырех тысяч человек. Внимательный слушатель вспомнит, что в начале этой седмицы мы слышали рассказ, практически полностью совпадающий по сюжету. Если бы это были отрывки из разных Евангелий, можно было бы сказать, что это одно и то же событие, с несколько разной фактологией, но в том то и дело, что явно две разных истории, которые находятся в одном тексте. Похожим образом люди проголодались и были чудесным образом накормлены семью хлебами и несколькими рыбами. Кажется, ничего уникального... хотя на самом деле это не так.

Во-первых, события происходит в принципиально иной местности. Первое было в иудее и обращено было к соплеменникам и единоверцам Христа. Второе совершено на севере Галилеи, где большей частью жили язычники.

Во-вторых, в этот раз инициатором того, чтобы накормить людей становится Христос, в то время как в иудее людей пожалели апостолы.

Наконец, отличаются число участников и количество хлебов и рыб, что можно было бы истолковать в символическом смысле.

Впрочем, есть два факта, которые совпадают. Апостолы недоумевают и говорят невозможности накормить людей таким количеством пищи, в то время как Христос молится, преломляет хлебы и поручает ученикам их раздать.

Что при сравнении этих двух рассказов вызывает недоумение? Первое, что приходит на ум — само чудо умножения хлебов, но не только оно. Странно, что во второй раз апостолы снова говорят Христу, что накормить народ невозможно. Понятно, что в первый раз им и в голову не могло прийти, что огромную пятитысячную толпу можно накормить таким количеством еды, но уж во второй раз они могли выразить надежду на чудо. Однако они снова говорят Христу: «откуда нам взять в пустыне столько хлебов».

Естественно, они не могли забыть чудесного насыщения, которое было совсем недавно. Хлебов и рыбок в этот раз было даже чуть больше. Значит дело в чем-то другом. Нечто новое было в обстоятельствах, что могло повлиять на их реакцию.

Собственно, новизна была только в одном. Перед ними были язычники, к которым они, как иудеи, могли относиться совсем иначе, чем к собратьям иудеям. Может быть, именно с этим связано, что в иудее они задумались о людях уже к вечеру первого дня, в то время как здесь речь идет о трех днях, которых они не замечают. Три дня люди ходят за Христом, но апостолы не говорят о том, что их надо отпустить за едой. Вместо них этот разговор начинает Христос. И хотя они делают вид, что это снова не их проблема, Спаситель преломляет хлеб и преподает им, для того, чтобы они его раздавали.

Интересно, что в Евангелии этому чуду предшествует эпизод с изгнанием беса из дочери хананеянки. Обращаясь к ней Христос говорит: я послан только к погибшим овцам дома израилева. И вот Он же поручает апостолам накормить людей, которые поражены Его чудесами и славят Бога Израиля, хотя может быть его не знают. Чему же Господь учит их? Тому, что любовь и милосердие не должны знать границ. Тому, что все люди Божии и если ты сам стремишься быть чадом Божиим, твое служение не должно знать преград.

Читать далее
Друзья! Поддержите выпуски новых программ Радио ВЕРА!
Вы можете стать попечителем радио, установив ежемесячный платеж. Будем вместе свидетельствовать миру о Христе, Его любви и милосердии!
24.08.2024суббота
Слушать на мобильном

Скачайте приложение для мобильного устройства и Радио ВЕРА будет всегда у вас под рукой, где бы вы ни были, дома или в дороге.

Слушайте подкасты в iTunes и Яндекс.Музыка, а также смотрите наши программы на Youtube канале Радио ВЕРА.

Мы в соцсетях
****