Евангелие от Матфея, Глава 15, стихи 32-39
Ни одно описанное в Новом Завете чудо не упоминается столько раз, как чудо умножения хлебов. Дважды о нем говорят евангелисты Матфей и Марк, и по разу — Лука и Иоанн. Итого — шесть раз! Почему этому чуду уделяется такое пристальное внимание?
Ответ — в небольшой фразе сегодняшнего чтения. «Взяв семь хлебов и рыбы, воздал благодарение, преломил и дал ученикам Своим». Ничего не напоминает? Конечно же — почти слово в слово мы услышим всё это на Тайной Вечере. Только вместо рыбы — там будет пасхальная чаша вина.
Чудо умножения хлебов в определенном смысле архетипично. Давайте всмотримся внимательнее в его основные моменты, которые сближают его с Таинством Евхаристии.
Налицо образовавшаяся нужда. Любой профессиональный психолог хорошо знает: если у клиента нет конкретного запроса — то и оказать ему помощь невозможно. Как говорится, «ветер в голове попутным не бывает». Таинство Евхаристии, ежедневно совершаемое в Церкви — тоже не может происходить «само по себе», без «запроса» со стороны народа Божия. Если быть строгим в исполнении правил, то без причащающихся Литургия не должна совершаться — потому что священник здесь — ровно те самые «руки апостолов», которые лишь передают «продукт чуда» тем, кто его ожидает. Не может священник как предстоятель народа Божия совершать Литургию просто для себя самого, в своё удовольствие!
Чтобы понять особенность этого момента, я бы предложил мысленно нарисовать себе такую картину. Представьте, что среди толпы оказавшихся в пустыне нашлась группа людей, достаточно мудрых и предусмотрительных, которые позаботились о своём пропитании и взяли с собой еды. Подходят к ним апостолы, а те говорят: нет, спасибо большое, у нас самих еды предостаточно! Даже поделиться можем! Вы почувствовали, что тем самым эти люди сразу же стали — другими, даже чужими — по отношению к остальным?
К чему я веду? От сытости к Богу не приходят. Увязший в личном счастье человек смотрит на Бога как на «избыточную опцию» — ему и так кажется, что у него всё замечательно. «Господи, помилуй» не скажет человек, не испытывающий потребности в помиловании.
Общество художников связывает любовь к прекрасному. Хирургов — медицинская практика. Церковных людей — осознание потребности во Христе как самом главном Хлебе Жизни, без которого подступает страшный, изматывающий, лишающий всех сил жизни, голод.
И где бы ни собрались эти алчущие Хлеба Жизни и жаждущие Живой Воды — они точно насытятся. В этом нас снова и снова убеждают Евангелия! И не только сами утолят свой голод — но ещё и унесут с собой достаточно «коробов с остатками», от которых многие случайные встречные получат пользу.
Вот почему так важно опасаться видимости «духовной сытости», только при которой и можно пройти мимо протянутого нам Божественного Хлеба Евхаристии!