Евангелие дня - Радио ВЕРА
Москва - 100,9 FM
Поль Гюстав Доре. Христос изгоняет торговцев из храма.

Евангелие от Матфея, Глава 21, стихи 12-14, 17-20

Выбор комментатора
Читает и комментирует
священник Дмитрий Барицкий
Выбор комментатора
Читает и комментирует
священник Стефан Домусчи
Выбор комментатора
Читает и комментирует
протоиерей Павел Великанов.
Выбор комментатора
Читает и комментирует
священник Стефан Домусчи.
Евангелие от Матфея, Глава 21
Читать далее
Читает и комментирует священник Дмитрий Барицкий

Какой храм выбрать для посещения, чтобы со всей силой ощутить на себе действие Божественной благодати? В какой церкви наша молитва к Богу будет услышана наверняка? Ответ на эти вопросы содержится в отрывке из 21-й главы Евангелия от Матфея, который читается сегодня за богослужением в православных храмах. Давайте послушаем.

Глава 21.

12 И вошел Иисус в храм Божий и выгнал всех продающих и покупающих в храме, и опрокинул столы меновщиков и скамьи продающих голубей,

13 и говорил им: написано,- дом Мой домом молитвы наречется; а вы сделали его вертепом разбойников.

14 И приступили к Нему в храме слепые и хромые, и Он исцелил их.

17 И, оставив их, вышел вон из города в Вифанию и провел там ночь.

18 Поутру же, возвращаясь в город, взалкал;

19 и увидев при дороге одну смоковницу, подошел к ней и, ничего не найдя на ней, кроме одних листьев, говорит ей: да не будет же впредь от тебя плода вовек. И смоковница тотчас засохла.

20 Увидев это, ученики удивились и говорили: как это тотчас засохла смоковница?

Смоковница или, как её еще называют, инжир — дерево, которое символизирует израильский народ. Проклиная смоковницу, Христос тем самым оглашает приговор всей богоизбранной нации. Он наглядно показывает окружающим, что благодать Божия отошла от Израиля, а причина этого — духовное состояние иудеев.

Их религиозная жизнь внешне напоминает пышную крону дерева, богослужения очень торжественны, ритуал тщательно разработан, формальные правила благочестия исполняются со всей дотошностью. Однако настоящих плодов, которые питали бы душу и сердце человека, под этой кроной нет. Повседневная жизнь людей рассеянна. Они проводят её в суете. О Боге совсем не думают. Ими руководит не желание искать и исполнять волю Творца, но во всех своих делах достигать собственных корыстных целей.

И ситуация в храме — яркий тому пример. Даже религиозную жизнь они ухитрились приспособить для заработка и наживы. В духовном центре государства процветала спекуляция. Священное Писание говорит о том, что Иерусалимский храм — это дом Божий. В нём обитает Господь. И Христос Сам называет его сегодня «Мой дом». Однако Ему так тяжко находиться в этом месте, что он уходит ночевать за стены города в близлежащую деревню под названием Вифания.

Важный урок для нас. Порой нам кажется, что храм — то место, где можно почерпнуть духовную силу, очиститься от повседневной суеты, наполниться благодатью и святостью, чтобы жить дальше. Отчасти это так. Ведь Дух Божий влияет на нас в храме особым образом. Но есть здесь и обратная закономерность. То духовное состояние, в котором мы находимся за стенами святыни, напрямую влияет на храмовую атмосферу. Прямо об этом говорит святитель Феофан Затворник: «пребывание в храме — отражение всей жизни. Как живут, так и в храме себя держат. Храм влияет и несколько поддерживает духовные движения, но потом обычное течение духовного строя берёт своё». Из слов святителя Феофана можно сделать следующий вывод. Если в миру я сам даю волю своей корысти, похоти, зависти, злобе, ревности, обидам, претензиям, оправдываю и поддерживаю другие одержимости, то надеяться на то, что посещения храма меня преобразят и сделают чище, весьма опрометчиво. Наш Бог — Бог кроткий. Он даёт Себя почувствовать всякому человеку. Но если видит, что сами мы ничего не хотим менять, а просто приходим к Нему домой словно подзарядить батарейки, будто на сеанс духовного диализа, Он не будет нам Себя навязывать. Без нашего участия Он не будет ничего менять.

Задумаемся об этом. Подлинная духовная жизнь начинается вне стен церковной постройки. Это то усилие воли, которое мы предпринимаем каждый день, чтобы исполнить заповеди Евангелия на работе, дома, с окружающими нас людьми. Это предельная и постоянная сосредоточенность на воле Бога. Поиск и исполнение того, чего хочет Он. Воспитание в себе навыка жить так, будто во всякое мгновение я хожу перед лицом Творца. Если я веду такую внимательную жизнь, та благодать, которая предлагается мне в церковных таинствах во время храмовых богослужений принесёт мне максимальную пользу. Моя душа перестанет напоминать решето, через которое уходит живительная влага благодати сразу, как я выйду за порог церкви. Постепенно душа сама становится домом Божиим и храмом Его Всесвятого Духа.


Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов

Читать далее
Читает и комментирует священник Стефан Домусчи

Здравствуйте, дорогие радиослушатели! С вами доцент Московской духовной академии священник Стефан Домусчи. Человек, как говорят, может привыкнуть ко всему. Например, людей в XIX веке могла удивить паровая машина и совершенно не удивляло, что один человек может быть собственностью другого. Читая Писание, мы иногда вместе с апостолами удивляемся тому, что делал Христос. Но всегда ли это правильно и чему в Евангелии можно было удивиться на самом деле? Ответ на этот вопрос содержится в отрывке из двадцать первой главы Евангелия от Луки, который читается сегодня в православных храмах на богослужении.

Глава 21.

12 И вошел Иисус в храм Божий и выгнал всех продающих и покупающих в храме, и опрокинул столы меновщиков и скамьи продающих голубей,

13 и говорил им: написано,- дом Мой домом молитвы наречется; а вы сделали его вертепом разбойников.

14 И приступили к Нему в храме слепые и хромые, и Он исцелил их.

17 И, оставив их, вышел вон из города в Вифанию и провел там ночь.

18 Поутру же, возвращаясь в город, взалкал;

19 и увидев при дороге одну смоковницу, подошел к ней и, ничего не найдя на ней, кроме одних листьев, говорит ей: да не будет же впредь от тебя плода вовек. И смоковница тотчас засохла.

20 Увидев это, ученики удивились и говорили: как это тотчас засохла смоковница?

Любой, кто читал Священное Писание, знает, что книжники и фарисеи, люди, которые разбирались в законах и традициях, периодически вступали с Иисусом Христом в дискуссии. То они возмущались тем, что апостолы ели немытыми руками, то тем, что они срывали колосья и, растирая их, ели пшеницу в субботу... Саддукеи задавали свои вопросы, например, про веру в воскресение мёртвых. Так или иначе, мы знаем, что некоторые ответы Христа чрезвычайно удивляли вопрошающих, и они в недоумении отходили от Него. Происходило это, конечно, не случайно, но потому что Христос стремился к тому, чтобы люди вдумывались в собственную традицию и исполняли заповеди неформально. Он стремился открыть собеседникам подлинный, глубинный смысл закона.

Обычно инициатива сложных вопросов и уточнений исходила от тех, кто Христа окружал. Одни были искренне заинтересованы в проповеди Христа, в то время как другие стремились спровоцировать Спасителя на ответ, с помощью которого Его можно будет обвинить в нарушении закона. Однако сегодня мы слышим историю, в которой инициатором определённых действий и обличений становится Сам Христос. После входа в Иерусалим, Он приходит в храм и видит в нём торговцев животными и людей, которые меняют деньги. Спаситель чрезвычайно этим возмущён. Торговля и обмен денег с имперских на храмовые осуществлялись в так называемом дворе язычников, единственном месте в храме, где разрешалось молиться не иудеям. Естественно, люди, которые воспринимали язычников как скверных, не особенно заботились о том, чтобы те могли помолиться. В свою очередь Спаситель, как Тот, Кто пришёл ради спасения всех, прекрасно знал о перспективах обращения язычников и для Него было важно, чтобы они имели возможность молиться. Вечером того же дня Господь уходит из города и проводит ночь в Вифании. Утром по пути обратно Он видит смоковницу, на которой не находит плодов, и обрекает её на вечное бесплодие.

И вот что интересно. Ученики, как и большинство из нас, читающих Писание, обращают внимание на трагичную историю смоковницы. Евангелист ничего не говорит о том, чтобы ученики удивились присутствию в храме менял и торговцев, как и тому, что их выгнал Христос. Зато тому, что засохла смоковница, они удивились точно. Люди, которые заключили завет с Богом и которые много раз были Им спасаемы от самых разных бед, устроили в Его храме вертеп разбойников, но это никого не удивляло, ведь давно стало чем-то привычным. При этом дерево, которое засохло после слов Того, Кто воскрешал мёртвых, вызвало удивление. Несоизмеримость этих вещей печально поражает.

Конечно, все мы бываем в ситуации апостолов, удивляясь чему-то внешнему и проходя мимо глубинной, хотя и привычной неправды нашей жизни. И всем нам важно стремиться к тому, чтобы подобных привычных и из-за этого таких незаметных неправд становилось меньше.


Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов

Читать далее
Читает и комментирует протоиерей Павел Великанов.

Между изгнанием торгующих из храма и проклятием смоковницы, казалось бы, нет никакой связи. Однако это не так — давайте посмотрим, почему.

Всякий садовод знает: листья — важнейшая часть системы жизнедеятельности любого растения. Если у дерева листья истребили вредители — скорее всего, оно погибнет: фотосинтеза нет, питательные вещества не вырабатываются, дерево засыхает.

Но бывает и прямо противоположная ситуация — когда дерево «жирует», получая избыточно много питания, и направляя его в рост, развитие новых побегов, мощную листву. «Жирующему» дереву плоды — неинтересны: имея с избытком возможности для развития, оно стремится захватить как можно больше пространства — пока есть такая возможность.

Чтобы дерево заплодоносило — ему надо создать... проблемы: обрезать лишние побеги, ветви пригнуть к земле, прекратить полив и удобрение — одним словом, создать стресс. И вот тогда, понимая, что есть риск вообще погибнуть — дерево начнёт активно закладывать плодовые почки, из которых в следующем году и родятся плоды.

К чему я веду? Листва — это абсолютно необходимый инструмент для обеспечения жизни дерева. Также как и возможность продавать всё необходимое для отправления религиозного культа в храме. Но как только начинается «жирование» — то есть когда купля-продажа выходит на первое место — плодоношение прекращается, остаётся только бизнес — в итоге уничтожающий сам себя. То, что делает Иисус в виде показательного изгнания торгующих — глубоко символическое действие: это именно тот самый кризис, который грамотный садовник создаёт для жирующего дерева, чтобы оно расцвело и начало приносить плоды.

Я вспоминаю, с каким трепетом в годы ещё активного запрета религиозной жизни относились к церковным святыням — простеньким, одноцветным иконочкам. Сколько было перед ними благоговения! И, напротив, какая роскошь была в храмах Российской империи до революции! Но наш Самый Главный Садовник не оставил без попечения жирующий сад — и попустил крепкий кризис на нашей земле — из которого было только два выхода: или вообще исчезнуть с лица земли, или активно заплодоносить! Наша Церковь — заплодоносила, и тем самым показала, что она — не проклятая бесплодная смоковница, а живая и способная передавать эту жизнь дальше!

Как же важно быть внимательными в соблюдении баланса между обилием листвы — инструментами религиозной жизни — и способности приносить реальные духовные плоды!

Читать далее
Читает и комментирует священник Стефан Домусчи.

В сегодняшнем чтении мы слышим историю о том, как Христос изгоняет из храма торговцев, а несколько позже проклинает смоковницу, которая не имела даже зачатков плодов и совершенно засохла.

Обращаясь к тому, что произошло в храме стоит задать себе вопрос, как вообще стоит относиться к торговле? Как терпимому злу или как обычной человеческой деятельности, вполне возможной, как и многие другие? Для того, кто знает закон, ответ очевиден. Честная торговля разрешена и в ней нет ничего плохого. Апостол Павел плел палатки, естественно, не для того, чтобы потом дарить их кому-нибудь на память, но для того, чтобы иметь собственные доходы и не обременять местные общины. Позже, монахи египетской пустыни плели корзины из пальмовых листьев, продавали их, а на вырученные деньги жили сами и поддерживали неимущих.
Что ж, если в торговле самой по себе нет ничего греховного, можно ли совмещать ее с молитвой. Может ли человек внутренне предстоять Богу, когда торгует? Ответ может удивить, но он не только может это делать, но и должен, ведь чем больше в деятельности искушений, тем внимательнее должен быть человек к своей душе. По отношению к покупателю торговец в известной мере является хозяином положения. Свой товар он знает лучше, цену назначает любую... Конечно, есть законы, есть условия рынка, но все же, все мы знаем, что продающий может вести себя очень по-разному.

Мы уже говорили об апостоле Павле, который плел палатки, но он не стал дельцом, который только и думает, как бы нажиться на тех, у кого нет крыши над головой, но оставался апостолом, главным делом которого было проповедовать Христа. Монахи пустынники не стали бизнесменами, но остались монахами, хотя и плели корзины. Для всего было свое место и время, и все прекрасно понимали, что главное, а что второстепенное.

Для чего торговцы были в иудейском храме? Формально для вполне хорошей цели: путешественникам было очень неудобно привозить жертвенное животное издалека, и они могли купить его на месте. Что же здесь было главным, а что второстепенным? Очевидно, что главным был храм и молитва в нем, а все сопутствующее было лишь подспорьем. И именно об этом забыли торговцы. Присутствуя рядом с великой святыней и даже формально облегчая жизнь верующим, они сделали главным наживу выгоду поставили в центр всего. Место служения Богу они превратили в место служения себе. Впрочем, они были лишь торговцы, кто позволил им торговать в храме? Кто превратил Дом Божий в источник доходов? Первосвященники и руководители народа, который ждал мессию, но в итоге Его не узнал. Страшная правда о том, что форма может быть совершенно противоположна содержанию, что внешне доброе дело может злым и бесплодным внутренне, символом чего стала бесплодная смоковница, исхошая по одному слову Спасителя.

Конечно, как в древности, так и сегодня существуют профессии, которые для христиан совершенно не допустимы. Они могут быть связаны с развратом, обманом, жестокостью и всем тем, что противоречит заповедям. Но большинство наших занятий и всего того, что мы делаем, может стать богоугодным, если мы будем искать не столько своего, сколько общего, не человеческого, но Божьего.

Читать далее
Друзья! Поддержите выпуски новых программ Радио ВЕРА!
Вы можете стать попечителем радио, установив ежемесячный платеж. Будем вместе свидетельствовать миру о Христе, Его любви и милосердии!
23.08.2024пятница
Слушать на мобильном

Скачайте приложение для мобильного устройства и Радио ВЕРА будет всегда у вас под рукой, где бы вы ни были, дома или в дороге.

Слушайте подкасты в iTunes и Яндекс.Музыка, а также смотрите наши программы на Youtube канале Радио ВЕРА.

Мы в соцсетях
****