Евангелие от Матфея, Глава 21, стихи 12-14, 17-20. Комментирует - Дмитрий Барицкий
Москва - 100,9 FM
* Поделиться

Евангелие от Матфея, Глава 21, стихи 12-14,17-20

Читает и комментирует священник Дмитрий Барицкий

Какой храм выбрать для посещения, чтобы со всей силой ощутить на себе действие Божественной благодати? В какой церкви наша молитва к Богу будет услышана наверняка? Ответ на эти вопросы содержится в отрывке из 21-й главы Евангелия от Матфея, который читается сегодня за богослужением в православных храмах. Давайте послушаем.

Глава 21.

12 И вошел Иисус в храм Божий и выгнал всех продающих и покупающих в храме, и опрокинул столы меновщиков и скамьи продающих голубей,

13 и говорил им: написано,- дом Мой домом молитвы наречется; а вы сделали его вертепом разбойников.

14 И приступили к Нему в храме слепые и хромые, и Он исцелил их.

17 И, оставив их, вышел вон из города в Вифанию и провел там ночь.

18 Поутру же, возвращаясь в город, взалкал;

19 и увидев при дороге одну смоковницу, подошел к ней и, ничего не найдя на ней, кроме одних листьев, говорит ей: да не будет же впредь от тебя плода вовек. И смоковница тотчас засохла.

20 Увидев это, ученики удивились и говорили: как это тотчас засохла смоковница?

Смоковница или, как её еще называют, инжир — дерево, которое символизирует израильский народ. Проклиная смоковницу, Христос тем самым оглашает приговор всей богоизбранной нации. Он наглядно показывает окружающим, что благодать Божия отошла от Израиля, а причина этого — духовное состояние иудеев.

Их религиозная жизнь внешне напоминает пышную крону дерева, богослужения очень торжественны, ритуал тщательно разработан, формальные правила благочестия исполняются со всей дотошностью. Однако настоящих плодов, которые питали бы душу и сердце человека, под этой кроной нет. Повседневная жизнь людей рассеянна. Они проводят её в суете. О Боге совсем не думают. Ими руководит не желание искать и исполнять волю Творца, но во всех своих делах достигать собственных корыстных целей.

И ситуация в храме — яркий тому пример. Даже религиозную жизнь они ухитрились приспособить для заработка и наживы. В духовном центре государства процветала спекуляция. Священное Писание говорит о том, что Иерусалимский храм — это дом Божий. В нём обитает Господь. И Христос Сам называет его сегодня «Мой дом». Однако Ему так тяжко находиться в этом месте, что он уходит ночевать за стены города в близлежащую деревню под названием Вифания.

Важный урок для нас. Порой нам кажется, что храм — то место, где можно почерпнуть духовную силу, очиститься от повседневной суеты, наполниться благодатью и святостью, чтобы жить дальше. Отчасти это так. Ведь Дух Божий влияет на нас в храме особым образом. Но есть здесь и обратная закономерность. То духовное состояние, в котором мы находимся за стенами святыни, напрямую влияет на храмовую атмосферу. Прямо об этом говорит святитель Феофан Затворник: «пребывание в храме — отражение всей жизни. Как живут, так и в храме себя держат. Храм влияет и несколько поддерживает духовные движения, но потом обычное течение духовного строя берёт своё». Из слов святителя Феофана можно сделать следующий вывод. Если в миру я сам даю волю своей корысти, похоти, зависти, злобе, ревности, обидам, претензиям, оправдываю и поддерживаю другие одержимости, то надеяться на то, что посещения храма меня преобразят и сделают чище, весьма опрометчиво. Наш Бог — Бог кроткий. Он даёт Себя почувствовать всякому человеку. Но если видит, что сами мы ничего не хотим менять, а просто приходим к Нему домой словно подзарядить батарейки, будто на сеанс духовного диализа, Он не будет нам Себя навязывать. Без нашего участия Он не будет ничего менять.

Задумаемся об этом. Подлинная духовная жизнь начинается вне стен церковной постройки. Это то усилие воли, которое мы предпринимаем каждый день, чтобы исполнить заповеди Евангелия на работе, дома, с окружающими нас людьми. Это предельная и постоянная сосредоточенность на воле Бога. Поиск и исполнение того, чего хочет Он. Воспитание в себе навыка жить так, будто во всякое мгновение я хожу перед лицом Творца. Если я веду такую внимательную жизнь, та благодать, которая предлагается мне в церковных таинствах во время храмовых богослужений принесёт мне максимальную пользу. Моя душа перестанет напоминать решето, через которое уходит живительная влага благодати сразу, как я выйду за порог церкви. Постепенно душа сама становится домом Божиим и храмом Его Всесвятого Духа.


Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов

Друзья! Поддержите выпуски новых программ Радио ВЕРА!
Вы можете стать попечителем радио, установив ежемесячный платеж. Будем вместе свидетельствовать миру о Христе, Его любви и милосердии!