Евангелие от Матфея, Глава 21, стихи 12-14, 17-20. Комментирует - Стефан Домусчи
Москва - 100,9 FM
* Поделиться

Евангелие от Матфея, Глава 21, стихи 12-14,17-20

12 И вошел Иисус в храм Божий и выгнал всех продающих и покупающих в храме, и опрокинул столы меновщиков и скамьи продающих голубей,

13 и говорил им: написано,- дом Мой домом молитвы наречется; а вы сделали его вертепом разбойников.

14 И приступили к Нему в храме слепые и хромые, и Он исцелил их.

17 И, оставив их, вышел вон из города в Вифанию и провел там ночь.

18 Поутру же, возвращаясь в город, взалкал;

19 и увидев при дороге одну смоковницу, подошел к ней и, ничего не найдя на ней, кроме одних листьев, говорит ей: да не будет же впредь от тебя плода вовек. И смоковница тотчас засохла.

20 Увидев это, ученики удивились и говорили: как это тотчас засохла смоковница?

Читает и комментирует священник Стефан Домусчи

Здравствуйте, дорогие радиослушатели! С вами доцент Московской духовной академии священник Стефан Домусчи. Человек, как говорят, может привыкнуть ко всему. Например, людей в XIX веке могла удивить паровая машина и совершенно не удивляло, что один человек может быть собственностью другого. Читая Писание, мы иногда вместе с апостолами удивляемся тому, что делал Христос. Но всегда ли это правильно и чему в Евангелии можно было удивиться на самом деле? Ответ на этот вопрос содержится в отрывке из двадцать первой главы Евангелия от Луки, который читается сегодня в православных храмах на богослужении.

Глава 21.

12 И вошел Иисус в храм Божий и выгнал всех продающих и покупающих в храме, и опрокинул столы меновщиков и скамьи продающих голубей,

13 и говорил им: написано,- дом Мой домом молитвы наречется; а вы сделали его вертепом разбойников.

14 И приступили к Нему в храме слепые и хромые, и Он исцелил их.

17 И, оставив их, вышел вон из города в Вифанию и провел там ночь.

18 Поутру же, возвращаясь в город, взалкал;

19 и увидев при дороге одну смоковницу, подошел к ней и, ничего не найдя на ней, кроме одних листьев, говорит ей: да не будет же впредь от тебя плода вовек. И смоковница тотчас засохла.

20 Увидев это, ученики удивились и говорили: как это тотчас засохла смоковница?

Любой, кто читал Священное Писание, знает, что книжники и фарисеи, люди, которые разбирались в законах и традициях, периодически вступали с Иисусом Христом в дискуссии. То они возмущались тем, что апостолы ели немытыми руками, то тем, что они срывали колосья и, растирая их, ели пшеницу в субботу... Саддукеи задавали свои вопросы, например, про веру в воскресение мёртвых. Так или иначе, мы знаем, что некоторые ответы Христа чрезвычайно удивляли вопрошающих, и они в недоумении отходили от Него. Происходило это, конечно, не случайно, но потому что Христос стремился к тому, чтобы люди вдумывались в собственную традицию и исполняли заповеди неформально. Он стремился открыть собеседникам подлинный, глубинный смысл закона.

Обычно инициатива сложных вопросов и уточнений исходила от тех, кто Христа окружал. Одни были искренне заинтересованы в проповеди Христа, в то время как другие стремились спровоцировать Спасителя на ответ, с помощью которого Его можно будет обвинить в нарушении закона. Однако сегодня мы слышим историю, в которой инициатором определённых действий и обличений становится Сам Христос. После входа в Иерусалим, Он приходит в храм и видит в нём торговцев животными и людей, которые меняют деньги. Спаситель чрезвычайно этим возмущён. Торговля и обмен денег с имперских на храмовые осуществлялись в так называемом дворе язычников, единственном месте в храме, где разрешалось молиться не иудеям. Естественно, люди, которые воспринимали язычников как скверных, не особенно заботились о том, чтобы те могли помолиться. В свою очередь Спаситель, как Тот, Кто пришёл ради спасения всех, прекрасно знал о перспективах обращения язычников и для Него было важно, чтобы они имели возможность молиться. Вечером того же дня Господь уходит из города и проводит ночь в Вифании. Утром по пути обратно Он видит смоковницу, на которой не находит плодов, и обрекает её на вечное бесплодие.

И вот что интересно. Ученики, как и большинство из нас, читающих Писание, обращают внимание на трагичную историю смоковницы. Евангелист ничего не говорит о том, чтобы ученики удивились присутствию в храме менял и торговцев, как и тому, что их выгнал Христос. Зато тому, что засохла смоковница, они удивились точно. Люди, которые заключили завет с Богом и которые много раз были Им спасаемы от самых разных бед, устроили в Его храме вертеп разбойников, но это никого не удивляло, ведь давно стало чем-то привычным. При этом дерево, которое засохло после слов Того, Кто воскрешал мёртвых, вызвало удивление. Несоизмеримость этих вещей печально поражает.

Конечно, все мы бываем в ситуации апостолов, удивляясь чему-то внешнему и проходя мимо глубинной, хотя и привычной неправды нашей жизни. И всем нам важно стремиться к тому, чтобы подобных привычных и из-за этого таких незаметных неправд становилось меньше.


Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов

Друзья! Поддержите выпуски новых программ Радио ВЕРА!
Вы можете стать попечителем радио, установив ежемесячный платеж. Будем вместе свидетельствовать миру о Христе, Его любви и милосердии!