Евангелие дня - Радио ВЕРА
Москва - 100,9 FM

Евангелие от Матфея, Глава 20, стихи 17-28

Выбор комментатора
Читает и комментирует
священник Дмитрий Барицкий
Выбор комментатора
Читает и комментирует
протоиерей Павел Великанов.
Выбор комментатора
Читает и комментирует
священник Антоний Борисов.
Евангелие от Матфея, Глава 20
Читать далее
Читает и комментирует священник Дмитрий Барицкий

Что является одним из ключевых условий личностного и общественного развития? Очевидно, это конкуренция. Нередко именно стремление быть выше, быстрее, сильнее своего оппонента побуждает нас улучшать свои профессиональные навыки, освоить те области, которые ещё закрыты для окружающих. В основе множества полезных изобретений и открытий лежит именно азарт соревнования. Однако, когда речь идёт о христианстве, то часто можно слышать, что ему чужд дух соперничества. Так ли это? Ответ на этот вопрос можно найти в отрывке из 20-й главы Евангелия от Матфея, который звучит сегодня за богослужением в православных храмах. Давайте послушаем.

Глава 20.

17 И, восходя в Иерусалим, Иисус дорогою отозвал двенадцать учеников одних, и сказал им:

18 вот, мы восходим в Иерусалим, и Сын Человеческий предан будет первосвященникам и книжникам, и осудят Его на смерть;

19 и предадут Его язычникам на поругание и биение и распятие; и в третий день воскреснет.

20 Тогда приступила к Нему мать сыновей Зеведеевых с сыновьями своими, кланяясь и чего-то прося у Него.

21 Он сказал ей: чего ты хочешь? Она говорит Ему: скажи, чтобы сии два сына мои сели у Тебя один по правую сторону, а другой по левую в Царстве Твоем.

22 Иисус сказал в ответ: не знаете, чего просите. Можете ли пить чашу, которую Я буду пить, или креститься крещением, которым Я крещусь? Они говорят Ему: можем.

23 И говорит им: чашу Мою будете пить, и крещением, которым Я крещусь, будете креститься, но дать сесть у Меня по правую сторону и по левую - не от Меня зависит, но кому уготовано Отцем Моим.

24 Услышав сие, прочие десять учеников вознегодовали на двух братьев.

25 Иисус же, подозвав их, сказал: вы знаете, что князья народов господствуют над ними, и вельможи властвуют ими;

26 но между вами да не будет так: а кто хочет между вами быть большим, да будет вам слугою;

27 и кто хочет между вами быть первым, да будет вам рабом;

28 так как Сын Человеческий не для того пришел, чтобы Ему служили, но чтобы послужить и отдать душу Свою для искупления многих.

Если мы внимательно будем читать Евангелие, то увидим, что ученики Христовы постоянно соревнуются между собой. Каждый из них стремится занять место поближе к Учителю. При этом мотивы их вполне себе земные. В их представлении Мессия — великий царь. Он будет править в Иерусалиме. И окружать его будут вельможи. Понятно, что все они, верные соратники Иисуса, войдут в этот круг. Однако кто-то окажется ближе всех к телу государя. «Почему бы не я», — думает каждый из них. Очевидно, что и методы соревнования у апостолов были вполне обычные. По крайней мере мы знаем, что они спорили друг с другом, а также пытались всячески повлиять на Спасителя. Вспомните ревность апостола Петра, который накануне взятия Иисуса под стражу очень самоуверенно заявляет, что если все от Него отрекутся, то он никогда Его не оставит.

Вот и сегодня мы видим, как братья Иаков и Иоанн пытаются обойти конкурентов своими методами. Они предпринимают попытку воздействовать на Христа с помощью матери. Нам неизвестно доподлинно, кто из троих был инициатором этого разговора. Однако план хорош. Мать лично просит за детей. Отказать таким просьбам бывает весьма сложно. Тем более если принять во внимание уважение Христа к Богородице.

Реакция Спасителя примечательна. Он не ругает апостолов. Не упрекает их в корысти и хитрости. Как, впрочем, не обвиняет Он и других Своих учеников, которые также периодически обращаются к Нему с подобными просьбами. Ведь Господь прекрасно знает законы человеческого существа. Он знает, что желание быть первым укоренено в нас так же глубоко, как и инстинкт самосохранения и продолжения рода. В основе этого желания лежит стремление человека к совершенству, наша врождённая жажда быть рядом с Богом, быть похожим на Него.

А потому Своим ответом братьям Зеведеевым и их матери Спаситель вносит существенную корректировку в их стремление. Первым станет не тот, кто пройдёт по головам окружающих и добьётся своей корыстной цели, но тот, кто откажется от своего первенства. То есть кто смыслом своей жизни сделает не исполнение собственной воли, а поиск и исполнение воли Небесного Отца. Кто все свои силы направит на служение окружающим людям. Так Господь, с одной стороны, пытается нас уберечь от духа противления окружающим. От духа надменности и превозношения, который неизбежно сеет между конкурентами обособленность, злобу и вражду. С другой, поощряет наше желание расти, развиваться, становиться выше, быстрее, сильнее. Подлинное развитие возможно лишь тогда, когда целью наших стремлений является Господь и следование Его Евангелию. Эта цель преображает любое соревнование, наполняет его духом любви и братолюбия, а нашему сердцу дарит глубокое удовлетворение.


Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов

Читать далее
Читает и комментирует протоиерей Павел Великанов.

В сегодняшней истории с ходатайством матери апостолов Иоанна и Иакова замечательно всё. И полная глухота учеников Иисуса к Его словам о том, что Ему предстоит в Иерусалиме. И родительская настойчивость в причинении блага своим детям. И яростная реакция апостолов на неслыханную дерзость. Всё это — наше, родное, обычное человеческое. На фоне этого реакция Иисуса — словно из какого-то другого, параллельного измерения.

Он ведь не сказал: уберите эту странную, что-то бормочущую женщину с Моей дороги, она Мне мешает молиться! И не сказал, услышав, что именно она просит: вы что, совсем стыд и совесть потеряли? Я вам о предстоящем предательстве, страданиях и смерти — а вас только своя карьера волнует? Ничего даже близкого этому мы не услышим из уст Спасителя. Его слова о другом. Хотя это — всё же слова отказа.

Мне хотелось бы отметить несколько принципиально важных моментов в словах Христа, которые нам следовало бы почаще вспоминать, оказываясь в похожих ситуациях острого, катастрофического непонимания окружающими.

Первое — Иисус помогает переформулировать запрос матери. Мы не знаем, что именно она перед этим невнятно говорила — но только после чёткого вопроса Иисуса она смогла ясно изложить свою просьбу. Этот навык — помощи другой стороне чётко артикулировать свои мысли — очень помогает избежать ловушки ложных интерпретаций, в которые мы с лёгкостью попадаем. Причём хорошо будет, если мы сами, своими словами перескажем мысль нашего собеседника так, как мы поняли — проверяя, насколько сказанное и услышанное тождественны. Как много недоразумений можно избежать только благодаря этому!

Второй момент — отсутствие личной обиды и осуждения говорящего. Иисус задаёт встречные вопросы — объясняя, что для выполнения просьбы необходимо соблюдение определённых условий. Едва ли ученики вообще поняли, о чем речь — но ради желанной цели были готовы согласиться на что угодно.

Третье — готовность спокойно и с уважением отказать, без пренебрежения и унижения. Да, просьба глупа, дерзка и несвоевременна. И что? Ничего. Всякое бывает. Просто отказать.

И, наконец, последний, четвертый момент — предотвращение булинга, травли и унижения со стороны свидетелей неприятной сцены. Да, человек сделал глупость. Да, быть может, он даже пал и показал себя с худшей стороны. И что? Если для тебя это повод добавить ещё и от себя пинков и плевков — значит, у другого — беда, а вот у тебя — серьезные проблемы внутри! Падение другого — прекрасный тренажёр в «прокачивании» настоящей, нелицемерной способности любить человека именно тогда, когда он этой любви совсем не заслуживает!

Задумался: а ведь какой могла бы быть наша жизнь — в том числе и в семье, и в коллективе — если бы мы хотя бы немного придерживались этих очень простых Христовых правил?...

Читать далее
Читает и комментирует священник Антоний Борисов.

Бывает, что какая-то идея получает абсолютную власть над человеком. Примеров подобному бесчисленное множество, как в литературе, так и в жизни. Родион Раскольников, герой романа Достоевского «Преступление и наказание», был одержим мыслью о своей исключительности — принадлежности к узкой касте наполеонов. Дон Кихот никогда не видел Дульсинеи Тобосской, но верно служил этой даме собственного сердца и в её честь совершал комичные подвиги. Из реальных случаев стоит вспомнить роман писателя Ивана Тургенева и Полины Виардо — отношения, для него бывшие мукой, а для нее скорее обузой. Любовь Тургенева к Виардо казалась похожей на одержимость, застилающий глаза морок, мучивший писателя до конца его дней. Все перечисленные примеры являются яркой иллюстрацией слов Христа: «видя не видят, и слыша не слышат, и не разумеют». Виртуальность подменяет собой реальность и полностью овладевает человеком. Сегодняшнее евангельское чтение как раз про это. Земное служение Спасителя подошло к концу. Вместе с учениками Он приходит в Иерусалим, зная что Его ожидает в иудейской столице. О грядущих событиях Христос предупреждает апостолов, говоря: «вот, мы восходим в Иерусалим, и Сын Человеческий предан будет первосвященникам и книжникам, и осудят Его на смерть; и предадут Его язычникам на поругание и биение и распятие; и в третий день воскреснет». Что из всего сказанного услышали апостолы? Только последнее — в третий день воскреснет. Иначе нельзя объяснить последующие события. Ко Христу подходит мать апостолов Иакова и Иоанна Зеведеевых и начинает ходатайствовать о будущем положении своих сыновей. Чтобы они заняли места ближайших помощников Сына Божьего в Царстве, которое появится после Его страданий и воскресения. Что мы видим дальше? Ссору между учениками — самую настоящую делёжку должностей. Оказывается — для апостолов сопереживание Учителю второстепенно по сравнению с той властью, которую они планируют получить в новом царстве Израиля. Слова Христа о страданиях и муках были пропущены мимо ушей. Почему? Потому что мечты о должностях и почете вытеснили всё остальное. Горько было Спасителю видеть поведение учеников накануне Своей казни. Но ни одного слова укора или обиды не слетают с уст Господа. Он смиренно спрашивает апостолов — готовы ли вы пить Мою чашу и принять Мое крещение? Не чашу почестей, а чашу страдания. Не крещение славы, а погружение в пучину мук и страданий. Да-да — слышен легкомысленный ответ. И вновь Христос оказывается перед стеной непонимания. Но не пытается её взломать, а опять призывает учеников следовать Своему примеру — желать не власти, а стремиться сделать добро, не подавлять или использовать, но вдохновлять и помогать. Сегодняшнее евангельское чтение учит нас здоровой рассудительности. Дорогого стоит быть честным по отношению к себе, понимать — кто ты и для чего пришел в этот мир. А еще — понимать волю Божию, следовать ей и не пребывать в плену собственных фантазий.

Читать далее
Друзья! Поддержите выпуски новых программ Радио ВЕРА!
Вы можете стать попечителем радио, установив ежемесячный платеж. Будем вместе свидетельствовать миру о Христе, Его любви и милосердии!
22.08.2024четверг
Слушать на мобильном

Скачайте приложение для мобильного устройства и Радио ВЕРА будет всегда у вас под рукой, где бы вы ни были, дома или в дороге.

Слушайте подкасты в iTunes и Яндекс.Музыка, а также смотрите наши программы на Youtube канале Радио ВЕРА.

Мы в соцсетях
****