Евангелие от Матфея, Глава 20, стихи 17-28
В сегодняшней истории с ходатайством матери апостолов Иоанна и Иакова замечательно всё. И полная глухота учеников Иисуса к Его словам о том, что Ему предстоит в Иерусалиме. И родительская настойчивость в причинении блага своим детям. И яростная реакция апостолов на неслыханную дерзость. Всё это — наше, родное, обычное человеческое. На фоне этого реакция Иисуса — словно из какого-то другого, параллельного измерения.
Он ведь не сказал: уберите эту странную, что-то бормочущую женщину с Моей дороги, она Мне мешает молиться! И не сказал, услышав, что именно она просит: вы что, совсем стыд и совесть потеряли? Я вам о предстоящем предательстве, страданиях и смерти — а вас только своя карьера волнует? Ничего даже близкого этому мы не услышим из уст Спасителя. Его слова о другом. Хотя это — всё же слова отказа.
Мне хотелось бы отметить несколько принципиально важных моментов в словах Христа, которые нам следовало бы почаще вспоминать, оказываясь в похожих ситуациях острого, катастрофического непонимания окружающими.
Первое — Иисус помогает переформулировать запрос матери. Мы не знаем, что именно она перед этим невнятно говорила — но только после чёткого вопроса Иисуса она смогла ясно изложить свою просьбу. Этот навык — помощи другой стороне чётко артикулировать свои мысли — очень помогает избежать ловушки ложных интерпретаций, в которые мы с лёгкостью попадаем. Причём хорошо будет, если мы сами, своими словами перескажем мысль нашего собеседника так, как мы поняли — проверяя, насколько сказанное и услышанное тождественны. Как много недоразумений можно избежать только благодаря этому!
Второй момент — отсутствие личной обиды и осуждения говорящего. Иисус задаёт встречные вопросы — объясняя, что для выполнения просьбы необходимо соблюдение определённых условий. Едва ли ученики вообще поняли, о чем речь — но ради желанной цели были готовы согласиться на что угодно.
Третье — готовность спокойно и с уважением отказать, без пренебрежения и унижения. Да, просьба глупа, дерзка и несвоевременна. И что? Ничего. Всякое бывает. Просто отказать.
И, наконец, последний, четвертый момент — предотвращение булинга, травли и унижения со стороны свидетелей неприятной сцены. Да, человек сделал глупость. Да, быть может, он даже пал и показал себя с худшей стороны. И что? Если для тебя это повод добавить ещё и от себя пинков и плевков — значит, у другого — беда, а вот у тебя — серьезные проблемы внутри! Падение другого — прекрасный тренажёр в «прокачивании» настоящей, нелицемерной способности любить человека именно тогда, когда он этой любви совсем не заслуживает!
Задумался: а ведь какой могла бы быть наша жизнь — в том числе и в семье, и в коллективе — если бы мы хотя бы немного придерживались этих очень простых Христовых правил?...