Евангелие от Матфея, Глава 20, стихи 17-28
Бывает, что какая-то идея получает абсолютную власть над человеком. Примеров подобному бесчисленное множество, как в литературе, так и в жизни. Родион Раскольников, герой романа Достоевского «Преступление и наказание», был одержим мыслью о своей исключительности — принадлежности к узкой касте наполеонов. Дон Кихот никогда не видел Дульсинеи Тобосской, но верно служил этой даме собственного сердца и в её честь совершал комичные подвиги. Из реальных случаев стоит вспомнить роман писателя Ивана Тургенева и Полины Виардо — отношения, для него бывшие мукой, а для нее скорее обузой. Любовь Тургенева к Виардо казалась похожей на одержимость, застилающий глаза морок, мучивший писателя до конца его дней. Все перечисленные примеры являются яркой иллюстрацией слов Христа: «видя не видят, и слыша не слышат, и не разумеют». Виртуальность подменяет собой реальность и полностью овладевает человеком. Сегодняшнее евангельское чтение как раз про это. Земное служение Спасителя подошло к концу. Вместе с учениками Он приходит в Иерусалим, зная что Его ожидает в иудейской столице. О грядущих событиях Христос предупреждает апостолов, говоря: «вот, мы восходим в Иерусалим, и Сын Человеческий предан будет первосвященникам и книжникам, и осудят Его на смерть; и предадут Его язычникам на поругание и биение и распятие; и в третий день воскреснет». Что из всего сказанного услышали апостолы? Только последнее — в третий день воскреснет. Иначе нельзя объяснить последующие события. Ко Христу подходит мать апостолов Иакова и Иоанна Зеведеевых и начинает ходатайствовать о будущем положении своих сыновей. Чтобы они заняли места ближайших помощников Сына Божьего в Царстве, которое появится после Его страданий и воскресения. Что мы видим дальше? Ссору между учениками — самую настоящую делёжку должностей. Оказывается — для апостолов сопереживание Учителю второстепенно по сравнению с той властью, которую они планируют получить в новом царстве Израиля. Слова Христа о страданиях и муках были пропущены мимо ушей. Почему? Потому что мечты о должностях и почете вытеснили всё остальное. Горько было Спасителю видеть поведение учеников накануне Своей казни. Но ни одного слова укора или обиды не слетают с уст Господа. Он смиренно спрашивает апостолов — готовы ли вы пить Мою чашу и принять Мое крещение? Не чашу почестей, а чашу страдания. Не крещение славы, а погружение в пучину мук и страданий. Да-да — слышен легкомысленный ответ. И вновь Христос оказывается перед стеной непонимания. Но не пытается её взломать, а опять призывает учеников следовать Своему примеру — желать не власти, а стремиться сделать добро, не подавлять или использовать, но вдохновлять и помогать. Сегодняшнее евангельское чтение учит нас здоровой рассудительности. Дорогого стоит быть честным по отношению к себе, понимать — кто ты и для чего пришел в этот мир. А еще — понимать волю Божию, следовать ей и не пребывать в плену собственных фантазий.