С самой ранней истории своего существования человечество жаждало покорить небо. Однако все эксперименты древности, а также научно-технические успехи нового времени продемонстрировали — можно подняться в атмосферу или даже в космос. И всё же невозможно достичь Божественного неба исключительно с помощью ограниченных земных инструментов. Но что не под силу человеку, возможно Богу. О том и повествует составной отрывок из 19-й главы Евангелия от Иоанна, что читается сегодня, в день праздника Крестовоздвижения, во время утреннего богослужения. Давайте послушаем.
Неужели человечество обречено быть прикованным к земле? Вовсе нет. Благодаря искупительному подвигу Иисуса Христа путь в небо — Божественное, а не физическое — открыт для каждого человека. И добраться до небесных высот благодати мы оказываемся способны не с помощью ракет или самолётов. Средством дарованного людям спасения стал крест Христов.
Через искупительную смерть и последовавшее за ней воскресение и вознесение Господь Иисус вернул людям Царство Небесное. И мы вот уже две тысячи лет удивляемся тайне креста Христова. В распятии мы ощущаем как бы две стороны. Голгофская жертва — это и таинство скорби, и таинство радости, таинство позора и, безусловно, славы.
До конца непонятно, почему именно через унизительную смерть на Голгофе должно было произойти таинство искупления человечества. Исчерпывающего ответа — почему Богу нужно было умереть и умереть именно так? — мы дать не в состоянии, но можем предположить, почему образ креста имеет жизненно важное значение для каждого из нас. В кресте как бы соединяются две линии реальности. Есть вертикаль, соединяющая землю и небо. Сын Божий сначала пришёл через Рождение от Девы Марии к нам, а затем, выполнив возложенную на Него миссию, воскрес и вознёсся на Небо.
Но учение Спасителя не ограничивается исключительно условно вертикальными отношениями между Богом и отдельно взятым человеком. Православное христианство никогда не проповедовало индивидуальное освящение, а говорит о важности соборного (коллективного) единства народа Божия — Церкви. Освящённые заповедями межчеловеческие связи и есть та горизонталь, которая, соединившись с упомянутой уже вертикалью, и образует вместе с ней крест.
Мы не можем продвигаться к небу без того, чтобы не взаимодействовать с окружающими нас людьми. Крест является знаком, иллюстрацией слов Христовых: «Возлюби Господа Бога твоего и ближнего твоего, как самого себя». Крест для христианина — самый настоящий образ ежедневной жизни. И мы должны понимать одну вещь. Духовная жизнь есть не только вертикальное воспарение. Так или иначе, но я пребываю здесь — на земле. А потому я просто призван взаимодействовать с окружающими людьми.
Устремление вверх всегда сложно. Но не менее сложно балансировать на горизонтали, потому что я несовершенен. Меня перекашивает то в одну, то в другую сторону. И люди, с которыми я взаимодействую, которых я стараюсь любить, иногда ведут себя так, что кажется, что они не заслуживают моей любви. Поэтому и вверх тяжело идти и в горизонтали взаимоотношений бывает очень и очень тяжело. Но от этого никуда не деться. Потому путь в Царство Небесное неизбежно идёт через Голгофу.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
Читать далееЗдравствуйте! С вами епископ Переславский и Угличский Феоктист.
Сегодня один из тех дней церковного года, в который мы концентрируем своё молитвенное внимание на Страданиях Господа Иисуса Христа и на орудии Его Страданий — Кресте Господнем. Связано такое внимание к самому трагическому эпизоду мировой истории с древним византийским летним обычаем Изнесения честных древ Животворящего Креста Господня на улицы Константинополя, обычай постепенно превратился в церковное торжество, и уже в виде церковного праздника он пришёл на Русь. Звучащий сегодня в храмах отрывок из 19-й главы Евангелия от Иоанна также посвящён Страданиям Спасителя. Давайте послушаем эти трагические евангельские строки.
Языческое сознание лучше всего понимает язык силы, и потому и все боги языческого пантеона — это сильные в той или иной области мифические существа. Люди обращались, да и обращаются до сих пор, к этим продуктам собственного воображения ради обретения хотя бы толики силы, могущества и власти. Это понятно, ведь любой здравомыслящий человек, неважно, христианин или же язычник, прекрасно осознаёт собственную слабость и незначительность, и такое осознание заставляет пускаться на поиски поддержки в духовной мир.
Но вот Бог воплотился, Бог перестал быть далёким, таинственным и непонятным, Он перестал являть Себя через поражающие человеческое воображение образы, Он стал одним из нас, Он стал человеком, причём не человеком знатного происхождения, а самым обычным средним человеком, не самым бедным и далеко не самым богатым. Оказалось, что мечты о Боге как об источники силы не то, чтобы неверные, они, скорее, не вполне корректные, потому как сила Бога оказалась заключённой в Его добровольной слабости.
Увы, но человеку очень непросто понять и принять силу Божию, явленную в слабости, а потому в мире немало христианских храмов, на стенах которых Христос изображён в виде некоего мускулистого супермена, с помощью собственной физической силы вырывающего гвозди, которыми Он был прибит ко Кресту. Над такими изображениями можно насмехаться, указывать на их вопиющую несуразность и несоответствие православному иконописному канону, но дело, конечно же, не в этих невежественных картинках, а в том, что именно таким — атлетичным и мощным, решающим все проблемы с помощью грубой силы — мы хотим видеть Бога. Такой Бог нам понятен, ведь именно о силе мы мечтаем с той поры, как оказались лишёнными райского богообщения.
Но вот в чём загвоздка: рая человек лишился тогда, когда захотел обрести силу. Следовательно, путь возвращения лежит в противоположном действии — в отказе от силы, в той добровольной слабости, которую явил Христос на Кресте. Рай невозможно завоевать, в него нас может ввести лишь Христос тогда, когда мы позволим Ему это сделать, то есть тогда, когда уподобимся Ему в Его совершенном смирении и послушании Богу-Отцу.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
Читать далее
священник Антоний Борисов