Здравствуйте, дорогие радиослушатели! С вами священник Стефан Домусчи. Верите ли вы в чудеса? И если да, знаете ли, как не спугнуть чудо? Ответ на этот вопрос звучит в отрывке из 4-й главы Евангелия от Луки, который читается сегодня в храмах во время богослужения. Давайте его послушаем.
Итак, после крещения от Иоанна в Иордане и победы над лукавым духом в пустыне, Спаситель приходит в родной город и проповедует в местной синагоге. При этом проповедует Он не на обычные для простого человека нравственные или бытовые темы, но читает мессианский отрывок из пророка Исаии и говорит, что пророчество исполнилось, причём исполнилось на Нём. Он — Мессия.
Теоретически то, что сказал Христос, было вполне возможно, ведь Мессия должен был когда-нибудь прийти. Поэтому некоторые из иудеев воодушевились проповедью Спасителя и, вероятно, поверили Ему. Но судя по реакции Христа, мы можем сказать, что внутренне они ждали от Него чудесных доказательств. Они уже слышали о том, что в Капернауме Он совершил чудо и теперь ждали доказательств. Ох как это было похоже на то, что Спаситель недавно пережил в пустыне. «Если Ты Сын Божий, — говорит Ему сатана, — сбросься вниз с крыла храма». Предложение очень заманчивое — чудом завоевать себе авторитет. Но что такое чудо и ради чего оно совершается? Оно есть проявление Божией любви, которая, «побеждая природные правила», снисходит к людям в виде исцеления болезней, насыщения голодных, освобождения бесноватых. Мы видим, как и в других евангельских местах после совершения чудес Христос скрывается или запрещает о Себе говорить, чтобы совершённое Им не становилось основанием веры. Потому что подлинная вера основывается не на чуде, а на встрече с Богом, переживаемой человеком в сердце. В таком случае требование чуда — это шантаж, по сути — признание ситуации, в которой Бог будто бы боится, что в Него не поверят, и должен оправдываться. Но Бог не оправдывается и не пытается доказать Своё существование чудесами, потому что это будет насилием над человеком. Чудо — это всегда ответ на готовность человеческого сердца.
Но просто поверить, без ожидания чудес, что Тот, Кто рос среди них, — Мессия, оказывается выше сил иудеев. «Чего уж там, по-свойски, соверши-ка нам чудо, без реальной нужды, просто ради доказательства Твоих слов», — будто бы говорят они. Но Спаситель не нуждается в дешёвом авторитете, ведь он на то и дешёвый, что ни подлинной любви, ни доверия под собой не имеет. В итоге Христос напоминает им истории пророков Илии и Елисея, которые являли чудеса язычникам и не являли соплеменникам, сердца которых были далеки от Бога. И это подспудное недоверие сразу сказывается на реакции слушающих Христа. Даже если они были настроены с интересом послушать Его и хотели посмотреть, что Он будет делать, весь их интерес быстро превратился в ярость...
Надо сказать, что ожидание чудес по отношению к Богу встречается довольно часто. Люди, скептически настроенные, ждут чуда не как проявления любви и поддержки, но как доказательства того, что Господь есть. Только Бог — не фокусник, и Ему ничего не надо доказывать. Он не приходит в жизнь человека, который на самом деле не хочет Его знать, но посещает лишь тех, кто действительно ждёт встречи.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
Читать далееЗдравствуйте, дорогие радиослушатели! С вами доцент МДА, священник Стефан Домусчи. В современном русском языке слово «пророк» означает человека, который утверждает, что общается с высшими силами и может предсказывать будущее. Казалось бы, это должно делать его авторитетной фигурой, к нему должны прислушиваться. Однако, обычно всё складывается иначе и у настоящих пророков возникают проблемы в тех обществах, к которым они обращаются. Почему это так? И какое отношение пророческое служение имеет к каждому из нас? Ответы на эти вопросы звучат в отрывке из 4-й главы Евангелия от Луки, который читается сегодня в храмах во время богослужения. Давайте Его послушаем.
В последние годы в сознании многих людей ценность всевозможных предсказаний и гаданий, даже вне зависимости от того, сбываются они или нет, очень возросла. Говорят, что это началось с пандемии коронавируса, во время которой люди столкнулись с чем-то неожиданным и необъяснимым, что сделало всю их жизнь шаткой и непредсказуемой. Почва уходила из-под ног, а будущее казалось туманным и неопределённым. Не выдерживая подобного состояния и желая знать будущее, люди обращались к кому угодно, лишь бы услышать что-нибудь жизнеутверждающее.
В библейском смысле отношение к пророкам и пророчествам принципиально иное. Астрология, обращение к духам умерших, гадания — всё это по закону должно было караться самым строгим образом. Потому что Бог был единственным источником правды и только Его пророкам можно было доверять. При этом нельзя сказать, что пророки были какими-то исключительными людьми, из особого колена или рода. Те пророки, которых мы знаем, были из обычных семей. Они были детьми, жили и росли в более-менее обычных семьях, но потом им открывалась правда Божия о них самих, о людях, о народе и они начинали пророчествовать. При этом окружающие видели в пророке своего земляка, того с кем они вместе работали в поле, того, с кем жили общей жизнью... Как они могли воспринять, если вчерашний соработник говорил: «Мы живём неправильно. Бог ждёт от нас другого»! Естественная реакция была сложной. Люди возмущались и спрашивали: кто ты такой? Какое моральное право ты имеешь учить нас, когда ты такой же, как и мы? Но что мог сделать пророк? Он не мог говорить того, что будет нравиться, но только свидетельствовать об истине, как бы к этому ни относились окружающие.
Сегодня, как и столетия назад, люди обретают веру в разном возрасте. Человек может знать какие-то религиозные нормы и обряды, может даже считать себя верующим, но вдруг, в какой-то момент, как будто бы независимо от обстоятельств, в нём просыпается жажда религиозной жизни, жажда смысла... И он слышит со всех сторон "Кто ты такой? Что ты о себе возомнил? Почему ты не можешь жить, как живут все нормальные люди? А он вдруг чувствует, что нормально — это совершенно иначе, и следует за Богом и свидетельствует об истине. Обретая веру и входя в опыт религиозной жизни, мы открываем для себя замысел Божий и призваны без всякой боязни, следовать за Ним.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
Читать далееНередко можно услышать о том, что для верующего человека честность является важным качеством, без которого духовная жизнь невозможна. Что же именно следует понимать под честностью? Отрывок из 4-й главы Евангелия от Луки, который читается сегодня за богослужением в православных храмах, даёт ответ на этот вопрос. Давайте послушаем.
Глава 4.
22 И все засвидетельствовали Ему это, и дивились словам благодати, исходившим из уст Его, и говорили: не Иосифов ли это сын?
23 Он сказал им: конечно, вы скажете Мне присловие: врач! исцели Самого Себя; сделай и здесь, в Твоем отечестве, то, что, мы слышали, было в Капернауме.
24 И сказал: истинно говорю вам: никакой пророк не принимается в своем отечестве.
25 Поистине говорю вам: много вдов было в Израиле во дни Илии, когда заключено было небо три года и шесть месяцев, так что сделался большой голод по всей земле,
26 и ни к одной из них не был послан Илия, а только ко вдове в Сарепту Сидонскую;
27 много также было прокаженных в Израиле при пророке Елисее, и ни один из них не очистился, кроме Неемана Сириянина.
28 Услышав это, все в синагоге исполнились ярости
29 и, встав, выгнали Его вон из города и повели на вершину горы, на которой город их был построен, чтобы свергнуть Его;
30 но Он, пройдя посреди них, удалился.
К язычникам в иудейской среде времён Иисуса Христа было очень нетерпимое отношение. Они почитались нечистыми. Общение с ними считалось скверной. А потому, когда Господь в Своей проповеди в назаретской синагоге упоминает вдову из Сарепты Сидонской, а также Неемана из Сирии, жители Назарета впадают в ярость. Ведь, по сути, Спаситель говорит им о том, что места строптивых иудеев в Царстве Божием займут язычники. В порыве бешенства жители Назарета хотят убить Христа, скинуть Его с горы. Но Он, проявив Свою Божественную силу, незаметно удаляется от них.
Конечно же сами участники этого события были уверены в том, что ими руководит праведный гнев. О таком праведном гневе в Священном Писании говорится неоднократно. Пылая праведным гневом, древние герои веры вершили справедливый суд над язычниками. Чего стоит одна история пророка Илии, который предает смерти жрецов Ваала. Или случаи завоевания Земли обетованной, когда Иисус Навин уничтожал целые города за их богопротивный, мерзкий образ жизни. Наверное, эти и подобные образы жили в тот момент в голове евреев.
Однако святитель Феофан Затворник говорит, что для жителей Назарета праведный гнев был всего лишь прикрытием. На самом деле под ним скрывалась зависть. По его словам, именно «зависть требует свержения с горы своего противника». Но и зависть не появляется на пустом месте. Её порождает страх. Страх потерять своё, не достигнуть своих корыстных целей. Страх, что не исполнится всё так, как они хотят. Ведь иудеи были убеждены, что Мессия должен прийти только для них. Только они достойны лучшей жизни. А слова Христа ставят под угрозу их представления о счастье. Из них следует, что всё будет не так, как они себе представляли. В этом корень возмущения жителей Назарета. Они были людьми, тотально зацикленными на себе и на своих представлениях о духовной жизни. Поэтому святитель Феофан пишет: «Эгоизм раздражается, и зависть начинает точить сердце».
Итак, эгоизм, то есть желание во всём жить по своей воле, порождает страх потерять, страх потерять порождает зависть, зависть — гнев, а гнев — агрессивные действия по отношению к Богу. Такая вот цепочка. Если бы слушатели Христа были внимательны к тому, что происходит у них внутри, то, скорее всего, реакция была бы совсем иная. Почему же они предпочитают обманывать себя? Им это выгодно. Ведь в противном случае пришлось бы многое изменить в своей жизни. Пришлось бы отказаться от всех своих прежних представлений. А это всегда чревато потерей того душевного комфорта, к которому мы так привыкли. А потому они не копают глубоко, не разбираются в мотивах своего поведения и выбирают лёгкий путь: просто уничтожить внешний раздражитель. Иными словами, им не хватило честности перед собой.
Важный урок для каждого из нас содержится в этом евангельском фрагменте. Духовная жизнь предполагает бескомпромиссную безжалостную честность. Это не означает, что во всех ситуациях мы должны рубить правду-матку и рассказывать каждому встречному тайные факты своей жизни. Честность — это в первую очередь способность увидеть, что на самом деле лежит в основе моих чувств, мыслей, слов и поступков. Это мужество признать, что многое из этого уходит своими корнями в мой эгоизм. Нередко даже тогда, когда я совершаю одобряемые окружающими действия, в конечном счёте я одержим идеей, чтобы исполнилась моя воля. И когда что-то идёт не по-моему, я раздражаюсь, злюсь, лгу, манипулирую, обижаюсь. Это моя больная самость наполняет меня страхами. А потому и Бог постоянно удаляется от меня. Именно поэтому христианские святые такое внимание уделяли тому, что они называли «душевное делание», они говорили о познании себя. Как больной открывает перед врачом свою болезнь, чтобы получить исцеление, так и они бесстрашно вскрывали свои страхи, признавали перед собой и Богом истинные мотивы своих поступков, расчищая таким образом в своём сердце место для Его исцеляющей благодати.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
Читать далее
священник Стефан Домусчи