Евангелие от Луки, Глава 4, стихи 22-30
Здравствуйте, дорогие радиослушатели! С вами доцент МДА, священник Стефан Домусчи. В современном русском языке слово «пророк» означает человека, который утверждает, что общается с высшими силами и может предсказывать будущее. Казалось бы, это должно делать его авторитетной фигурой, к нему должны прислушиваться. Однако, обычно всё складывается иначе и у настоящих пророков возникают проблемы в тех обществах, к которым они обращаются. Почему это так? И какое отношение пророческое служение имеет к каждому из нас? Ответы на эти вопросы звучат в отрывке из 4-й главы Евангелия от Луки, который читается сегодня в храмах во время богослужения. Давайте Его послушаем.
В последние годы в сознании многих людей ценность всевозможных предсказаний и гаданий, даже вне зависимости от того, сбываются они или нет, очень возросла. Говорят, что это началось с пандемии коронавируса, во время которой люди столкнулись с чем-то неожиданным и необъяснимым, что сделало всю их жизнь шаткой и непредсказуемой. Почва уходила из-под ног, а будущее казалось туманным и неопределённым. Не выдерживая подобного состояния и желая знать будущее, люди обращались к кому угодно, лишь бы услышать что-нибудь жизнеутверждающее.
В библейском смысле отношение к пророкам и пророчествам принципиально иное. Астрология, обращение к духам умерших, гадания — всё это по закону должно было караться самым строгим образом. Потому что Бог был единственным источником правды и только Его пророкам можно было доверять. При этом нельзя сказать, что пророки были какими-то исключительными людьми, из особого колена или рода. Те пророки, которых мы знаем, были из обычных семей. Они были детьми, жили и росли в более-менее обычных семьях, но потом им открывалась правда Божия о них самих, о людях, о народе и они начинали пророчествовать. При этом окружающие видели в пророке своего земляка, того с кем они вместе работали в поле, того, с кем жили общей жизнью... Как они могли воспринять, если вчерашний соработник говорил: «Мы живём неправильно. Бог ждёт от нас другого»! Естественная реакция была сложной. Люди возмущались и спрашивали: кто ты такой? Какое моральное право ты имеешь учить нас, когда ты такой же, как и мы? Но что мог сделать пророк? Он не мог говорить того, что будет нравиться, но только свидетельствовать об истине, как бы к этому ни относились окружающие.
Сегодня, как и столетия назад, люди обретают веру в разном возрасте. Человек может знать какие-то религиозные нормы и обряды, может даже считать себя верующим, но вдруг, в какой-то момент, как будто бы независимо от обстоятельств, в нём просыпается жажда религиозной жизни, жажда смысла... И он слышит со всех сторон "Кто ты такой? Что ты о себе возомнил? Почему ты не можешь жить, как живут все нормальные люди? А он вдруг чувствует, что нормально — это совершенно иначе, и следует за Богом и свидетельствует об истине. Обретая веру и входя в опыт религиозной жизни, мы открываем для себя замысел Божий и призваны без всякой боязни, следовать за Ним.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов