Евангелие дня - Радио ВЕРА
Москва - 100,9 FM

Евангелие дня

* Поделиться

Евангелие от Луки, Глава 6, стихи 17-23

Выбор комментатора
Читает и комментирует
священник Стефан Домусчи
Выбор комментатора
Читает и комментирует
протоиерей Павел Великанов
Евангелие от Луки, Глава 6
Читать далее
Читает и комментирует священник Стефан Домусчи

Здравствуйте, дорогие радиослушатели! С вами доцент МДА, священник Стефан Домусчи. Нередко мы приходим в храм не от радости и не с благодарностью, но от нужды и проблем. Иногда сами понимаем, что это не совсем верный подход, иногда даже слышим обвинения от других. Но что нам скажет на это Христос? Ответ на этот вопрос звучит в отрывке из 6-й главы Евангелия от Луки, который читается сегодня в храмах во время Богослужения. Давайте его послушаем.

Глава 6.

17 И, сойдя с ними, стал Он на ровном месте, и множество учеников Его, и много народа из всей Иудеи и Иерусалима и приморских мест Тирских и Сидонских,

18 которые пришли послушать Его и исцелиться от болезней своих, также и страждущие от нечистых духов; и исцелялись.

19 И весь народ искал прикасаться к Нему, потому что от Него исходила сила и исцеляла всех.

20 И Он, возведя очи Свои на учеников Своих, говорил: Блаженны нищие духом, ибо ваше есть Царствие Божие.

21 Блаженны алчущие ныне, ибо насытитесь. Блаженны плачущие ныне, ибо воссмеетесь.

22 Блаженны вы, когда возненавидят вас люди и когда отлучат вас, и будут поносить, и пронесут имя ваше, как бесчестное, за Сына Человеческого.

23 Возрадуйтесь в тот день и возвеселитесь, ибо велика вам награда на небесах. Так поступали с пророками отцы их.

Говоря о нравственном уровне иудеев, бывших современниками Спасителя, учёные часто подчёркивают, что этот уровень был достаточно высок. Действительно, чувствуя себя в оппозиции к римлянам, которые захватили их территории, иудеи с большим рвением стремились соблюдать заповеди, изучать Писание и жить благочестивый жизнью. В то же время глубину духовной жизни обычного иудея не стоит преувеличивать. Хотя в народе Божием и вправду была целая группа фарисеев и книжников, которые старались во всём и всегда поступать по закону или даже в ещё большей мере по преданиям старцев, многие люди, даже являясь верующими и законопослушными, жили обычной жизнью и стремились к вполне обычным вещам. По тем, кто приходил ко Христу, мы видим, что стремились они к тому, чтобы быть здоровыми, иметь достаточно денег для пропитания... И надо сказать, что первичность бытовых вопросов и вторичность вопросов веры не была какой-то особенностью жизни простых людей того времени. Это вообще вполне стандартное явление в жизни практически любого общества. Дело в том, что как с любыми другими дарами, религиозные дары и даже сам дар веры, дан в разной мере. Пожалуй, нет человека, у которого этого дара не было бы, но и сказать, что все одинаково обладают даром веры, вряд ли возможно.

После обращения к евангельскому отрывку, который мы сейчас услышали, возникает ощущение, что в нём есть как будто бы две части: первая об отношениях Христа с народом, а вторая о Его отношениях с учениками. Народ приходит к Спасителю со своими проблемами и нуждами. Люди приводят и приносят больных, кто-то оказывается бесноватым, кто-то расслабленным, у кого-то ещё какие-то болезни... Они тянули ко Христу руки и желали получить исцеление. И Господь исцелял их всех, не говоря ничего осуждающего в ответ. В Его действиях нет никакого превозношения или обличения. Он не говорит, что они ленивые, нерадивые и относятся к Нему потребительски. Это не значит, что Он считает их поведение самым лучшим и правильным, просто Бог в Своей любви может снизойти к нашим немощам. К ученикам же обращено совершенно иное слово. Они слышат заповеди блаженств, которые заканчиваются обещаниями радости, блаженства и великой награды на небесах. Эти слова сказаны Господом во всеуслышание, так что и те, кто пришёл по самому бытовому поводу, кто просил Христа о чём-то вполне земном, тоже их услышал. Эти слова сказаны апостолам и предложены всем остальным, чтобы они могли выбрать, обходиться ли в религии сиюминутным и в таком случае не получать главного или пойти дальше и проникнуть глубже, пережив подлинную встречу со Христом, не просто как чудотворцем, но как с Учителем и Господом. Сегодня, как и две тысячи лет назад, люди приходят к Богу по разным причинам. Он никого не отвергает, но и не навязывается. Спаситель снисходит к людям в их нуждах, приглашая их к более глубокому общению. К общению которое становится для них блаженством и великой наградой на небесах.


Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов

Читать далее
Читает и комментирует протоиерей Павел Великанов

Здравствуйте, с вами протоиерей Павел Великанов. Наверное, вы согласитесь с очевидным утверждением: нужда — это неудовлетворённая потребность. Следующий шаг тоже кажется совершенно логичным: поэтому нужда — это всегда плохо. Так ли это или нет? Ответ на этот вопрос мы можем услышать в отрывке из 6-й главы Евангелия от Луки, который звучит сегодня в православных храмах во время богослужения.

Глава 6.

17 И, сойдя с ними, стал Он на ровном месте, и множество учеников Его, и много народа из всей Иудеи и Иерусалима и приморских мест Тирских и Сидонских,

18 которые пришли послушать Его и исцелиться от болезней своих, также и страждущие от нечистых духов; и исцелялись.

19 И весь народ искал прикасаться к Нему, потому что от Него исходила сила и исцеляла всех.

20 И Он, возведя очи Свои на учеников Своих, говорил: Блаженны нищие духом, ибо ваше есть Царствие Божие.

21 Блаженны алчущие ныне, ибо насытитесь. Блаженны плачущие ныне, ибо воссмеетесь.

22 Блаженны вы, когда возненавидят вас люди и когда отлучат вас, и будут поносить, и пронесут имя ваше, как бесчестное, за Сына Человеческого.

23 Возрадуйтесь в тот день и возвеселитесь, ибо велика вам награда на небесах. Так поступали с пророками отцы их.

Парадоксальным образом Христос утверждает не только правильность нахождения человека в состоянии нужды, но даже более того — ставит это условием его «блаженства» — или, если перевести на наш язык, счастья! Но как это может быть? Или, возможно, здесь какая-то ошибка? Ведь современная психология однозначно утверждает: без удовлетворённых потребностей человек обречён быть несчастным!

Но Евангелие утверждает обратное: можно наполнить только того, кто пуст. И чем острее эта нужда — в «едином на потребу» — в Боге — тем сильнее «запрос», обращённый к Небесам. Очень ярко этот «запрос» выражен у датского философа и богослова Сёрена Кьеркегора: «Или — Бог, или — всё равно, что». Это не какой-то каприз — это искренний крик из самой глубины души, адресованный к Тому, Кто только и может эту глубину наполнить. Причём наполнить только Самим Собой — а не рекламными проспектами с обещаниями!

Но если через такую призму посмотреть на заповеди блаженства, они перестают быть странными и парадоксальными. Что лучше вычищает грязь из нашей души, как не слёзы? Что лучше освобождает от зависимости от чужого мнения, чем гонения и поношения? Что способно сильнее обострить потребность в духовном, как не изгнание, отчуждение от общества, отказавшегося следовать за Христом?

Оказывается, заповеди блаженства — это вовсе не манифест неудачника, ни в чём не преуспевшего: напротив, это вполне работающая траектория поведения, когда человек смог решиться себе позволить быть предельно честным в своих ответах на самые некомфортные вопросы. И этим путём шли святые — в том числе и преподобный Евфимий Великий, память которого сегодня празднует святая Церковь.

Его же молитвами да поможет и нам Господь быть мужественными в следовании заповедям Христовым!


Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов

Читать далее
Друзья! Поддержите выпуски новых программ Радио ВЕРА!
Вы можете стать попечителем радио, установив ежемесячный платеж. Будем вместе свидетельствовать миру о Христе, Его любви и милосердии!
01.08.2024четверг
Слушать на мобильном

Скачайте приложение для мобильного устройства и Радио ВЕРА будет всегда у вас под рукой, где бы вы ни были, дома или в дороге.

Слушайте подкасты в iTunes и Яндекс.Музыка, а также смотрите наши программы на Youtube канале Радио ВЕРА.

Мы в соцсетях
****