Здравствуйте, дорогие радиослушатели! С вами доцент МДА, священник Стефан Домусчи. Нередко мы приходим в храм не от радости и не с благодарностью, но от нужды и проблем. Иногда сами понимаем, что это не совсем верный подход, иногда даже слышим обвинения от других. Но что нам скажет на это Христос? Ответ на этот вопрос звучит в отрывке из 6-й главы Евангелия от Луки, который читается сегодня в храмах во время Богослужения. Давайте его послушаем.
Говоря о нравственном уровне иудеев, бывших современниками Спасителя, учёные часто подчёркивают, что этот уровень был достаточно высок. Действительно, чувствуя себя в оппозиции к римлянам, которые захватили их территории, иудеи с большим рвением стремились соблюдать заповеди, изучать Писание и жить благочестивый жизнью. В то же время глубину духовной жизни обычного иудея не стоит преувеличивать. Хотя в народе Божием и вправду была целая группа фарисеев и книжников, которые старались во всём и всегда поступать по закону или даже в ещё большей мере по преданиям старцев, многие люди, даже являясь верующими и законопослушными, жили обычной жизнью и стремились к вполне обычным вещам. По тем, кто приходил ко Христу, мы видим, что стремились они к тому, чтобы быть здоровыми, иметь достаточно денег для пропитания... И надо сказать, что первичность бытовых вопросов и вторичность вопросов веры не была какой-то особенностью жизни простых людей того времени. Это вообще вполне стандартное явление в жизни практически любого общества. Дело в том, что как с любыми другими дарами, религиозные дары и даже сам дар веры, дан в разной мере. Пожалуй, нет человека, у которого этого дара не было бы, но и сказать, что все одинаково обладают даром веры, вряд ли возможно.
После обращения к евангельскому отрывку, который мы сейчас услышали, возникает ощущение, что в нём есть как будто бы две части: первая об отношениях Христа с народом, а вторая о Его отношениях с учениками. Народ приходит к Спасителю со своими проблемами и нуждами. Люди приводят и приносят больных, кто-то оказывается бесноватым, кто-то расслабленным, у кого-то ещё какие-то болезни... Они тянули ко Христу руки и желали получить исцеление. И Господь исцелял их всех, не говоря ничего осуждающего в ответ. В Его действиях нет никакого превозношения или обличения. Он не говорит, что они ленивые, нерадивые и относятся к Нему потребительски. Это не значит, что Он считает их поведение самым лучшим и правильным, просто Бог в Своей любви может снизойти к нашим немощам. К ученикам же обращено совершенно иное слово. Они слышат заповеди блаженств, которые заканчиваются обещаниями радости, блаженства и великой награды на небесах. Эти слова сказаны Господом во всеуслышание, так что и те, кто пришёл по самому бытовому поводу, кто просил Христа о чём-то вполне земном, тоже их услышал. Эти слова сказаны апостолам и предложены всем остальным, чтобы они могли выбрать, обходиться ли в религии сиюминутным и в таком случае не получать главного или пойти дальше и проникнуть глубже, пережив подлинную встречу со Христом, не просто как чудотворцем, но как с Учителем и Господом. Сегодня, как и две тысячи лет назад, люди приходят к Богу по разным причинам. Он никого не отвергает, но и не навязывается. Спаситель снисходит к людям в их нуждах, приглашая их к более глубокому общению. К общению которое становится для них блаженством и великой наградой на небесах.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
Читать далееЗдравствуйте, с вами протоиерей Павел Великанов. Наверное, вы согласитесь с очевидным утверждением: нужда — это неудовлетворённая потребность. Следующий шаг тоже кажется совершенно логичным: поэтому нужда — это всегда плохо. Так ли это или нет? Ответ на этот вопрос мы можем услышать в отрывке из 6-й главы Евангелия от Луки, который звучит сегодня в православных храмах во время богослужения.
Парадоксальным образом Христос утверждает не только правильность нахождения человека в состоянии нужды, но даже более того — ставит это условием его «блаженства» — или, если перевести на наш язык, счастья! Но как это может быть? Или, возможно, здесь какая-то ошибка? Ведь современная психология однозначно утверждает: без удовлетворённых потребностей человек обречён быть несчастным!
Но Евангелие утверждает обратное: можно наполнить только того, кто пуст. И чем острее эта нужда — в «едином на потребу» — в Боге — тем сильнее «запрос», обращённый к Небесам. Очень ярко этот «запрос» выражен у датского философа и богослова Сёрена Кьеркегора: «Или — Бог, или — всё равно, что». Это не какой-то каприз — это искренний крик из самой глубины души, адресованный к Тому, Кто только и может эту глубину наполнить. Причём наполнить только Самим Собой — а не рекламными проспектами с обещаниями!
Но если через такую призму посмотреть на заповеди блаженства, они перестают быть странными и парадоксальными. Что лучше вычищает грязь из нашей души, как не слёзы? Что лучше освобождает от зависимости от чужого мнения, чем гонения и поношения? Что способно сильнее обострить потребность в духовном, как не изгнание, отчуждение от общества, отказавшегося следовать за Христом?
Оказывается, заповеди блаженства — это вовсе не манифест неудачника, ни в чём не преуспевшего: напротив, это вполне работающая траектория поведения, когда человек смог решиться себе позволить быть предельно честным в своих ответах на самые некомфортные вопросы. И этим путём шли святые — в том числе и преподобный Евфимий Великий, память которого сегодня празднует святая Церковь.
Его же молитвами да поможет и нам Господь быть мужественными в следовании заповедям Христовым!
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
Читать далее
священник Стефан Домусчи