Какое вознаграждение христианская вера предлагает своим последователям? И как это вознаграждение получить? Ответ на этот вопрос находим в отрывке из 6-й главы Евангелия от Луки, который читается сегодня за богослужением в православных храмах. Давайте послушаем.
Прозвучавшие сейчас так называемые «Заповеди блаженства» считаются ядром христианского закона. Именно по ним можно судить о том, как Господь призывал Своих учеников выстраивать отношения с другими людьми. Иногда их сравнивают с десятью заповедями, которые также находились в центре ветхозаветного законодательства и также вокруг них выстраивалась вся система морали древнего иудея. Однако по сравнению с законом пророка Моисея «Заповеди блаженства» имеют ряд особенностей.
Во-первых, заповеди Христа — не о социальной справедливости. Если десять заповедей так или иначе говорят о том, как построить отношения с Богом и людьми, как стать добропорядочным членом общества, то заповеди Христовы это о том, что делать, когда все законы и правила вдруг перестают работать. Что делать, если справедливость куда-то исчезла. Или же, как себя вести, когда я, будучи законопослушным гражданином, становлюсь объектом нападок и преследований со стороны таких же законопослушных граждан.
Во-вторых, это не строгие предписания. Моисей, например, говорит конкретно, императивами: не убий, не укради, не прелюбодействуй. Христос не говорит: если вы не плачете, то и не будете смеяться, если вы не нищий духом, то Царства Небесного вам не видать. Или Он не говорит: голодай, если хочешь насытиться, или: ищи бесчестия и ненависти среди людей, если хочешь потом получить награду. Здесь же нет однозначных правил или запретов. То есть у нас есть выбор: идти этим путём или нет. Скорее, перед нами максимы. Господь открывает универсальный духовный закон: оказывается, можно быть в очень стеснённых обстоятельствах, голодным, холодным, покинутым людьми, несправедливо обесчещенным, но при этом быть блаженным. То есть иметь сердце, исполненное благодати. Иметь в душе мир, покой и безмятежие.
Наконец, ещё один важный момент. Это блаженство доступно не всем страдальцам. Ведь бывает человек страдает и терпит лишения просто по своей глупости, нерадению или болезненной порочности. Например, так страдает одержимый какой-нибудь зависимостью. Он потерял семью, работу, имущество и теперь ему плохо. Или же бывает человек терпит злоключения из-за какой-то идеи, которая кажется ему высокой. Так страдал, например, Раскольников, так страдали революционеры-богоборцы. Но Спаситель говорит, что блаженство получит лишь тот, кто переносит злоключения, тяготы, несправедливости ради Сына Человеческого, то есть ради Христа. И это принципиально важный момент. Здесь должен быть выбор человека и готовность перенести злоключения ради Спасителя.
Не случайно «Заповеди блаженства» открывают собой раздел Евангелия, который называется «Нагорная проповедь». В этом разделе даются чёткие инструкции, как следует себя вести ученикам Христовым. Что значит жить по Евангелию. И если эти инструкции прочитать, то станет очевидным одно: это не о том, как договариваться с окружающими на основе закона справедливости. Все эти правила о том, как оказывать милость, любовь и снисхождение к тем, кто лично тебе нанёс несправедливый ущерб. Если человек наберётся решимости и так организует свою жизнь, его самость неизбежно будет страдать. Ведь порой внешне он будет терять. Однако в Своих «Заповедях блаженства» Господь уверяет, что поддержит и утешит нас. Он даст почувствовать Свою благодать в тот самый момент, когда мы всё же решимся встать на этот нелёгкий путь.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
Читать далееСегодня день особый. Сегодня мы вспоминаем одного из величайших русских святых преподобного Сергия Радонежского. Преподобный жил в 14-м веке и сыграл огромную роль не только в истории Православной Церкви, но также и в истории нашего государства. Именно благодаря его молитве и духовной мудрости княжеские междоусобицы стихли и Русь стала едина и независима от внешних врагов. В чём же была сила преподобного? Ответ на этот вопрос найдём в отрывке из 6-й главы Евангелия от Луки, который читается сегодня за богослужением в православных храмах. Давайте послушаем.
В первой части прозвучавшего отрывка рассказывается о той помощи, которую Христос оказывает людям. Он поддерживает их словом и делом. Особый акцент делается на том, что к Нему приходят страждущие от телесных и духовных болезней и все находят исцеление. От Господа исходит сила. И здоровье возвращается даже к тому, кто лишь прикоснулся к Нему. Очевидно, что Спаситель не препятствует этому. Наоборот, это составляет часть Его миссии. Он не отворачивается от тех, кто хочет улучшить условия своей жизни.
Однако, Господь этим не ограничивается. Чтобы люди не подумали, будто Спаситель предлагает им избавление от тягот земной жизни, Христос изрекает Свои заповеди. Из них следует, что Его главный дар человеку — это блаженство. Это особое благодатное состояние души. Опыт такой сердечной полноты и насыщенности, который позволяет сохранять безмятежность и равновесие даже тогда, когда по всем фронтам крах. Голод, боль потерь, злоба со стороны окружающих, болезни и лишения, отсутствие достатка и другие бедствия. Вот то бесценное сокровище, которое Господь предлагает тем, кто все силы своего существа направляет на служение Ему и Его Евангелию.
Что из этого следует? А следует то, что, если мы просим Бога улучшить наше материальное положение, наше здоровье, отношения с людьми, избавить нас от греховных пристрастий, да и в целом, навести порядок в нашей жизни, Он всегда на это готов. Единственное, что от нас требуется, — хранить закон Божий и человеческий, не забывать молиться Господу, участвовать в жизни Его Церкви, стараться помогать людям, вести здоровый образ жизни, ну и делать всё от нас зависящее, чтобы достичь своих целей. Если соблюдаем эти правила, то не будем сомневаться, что даже если мы попали в яму, постепенно всё наладится. Господь вытащит, исцелит, поддержит, как всех тех, кто обращался к Нему во время его земной проповеди. И во всём у нас будет достаток и успех.
Но есть и другой уровень взаимоотношений с Богом. Это состояние, когда мы перестаём ощущать себя благополучными и любимыми Творцом лишь тогда, когда у нас внешне всё складывается хорошо. Это состояние, когда мы обретаем в глубине своей души ту точку опоры, в которой ощущаем безмятежие и покой. Причём даже тогда, когда обстоятельства внешней жизни оставляют желать лучшего. Люди, ситуации, вещи теряют над нами власть. Они перестают бередить наши чувства и волновать наш ум. Будущее перестаёт нас болезненно тревожить. Прошлое больше не висит тяжким грузом вины. Уходит беспокойство и подозрительность. Исчезает раздражение и злоба. Растворяются неприязнь и обиды. В сердце поселяется простор. Мы обретаем свободу. А вместе с этим приходят любовь, милость и ощущение того, что Небесный Отец принимает тебя безусловно. Это и означает, что в нас начинает открываться реальность Царства Небесного, которую Господь и называет сегодня блаженством. И в каких бы стеснённых обстоятельствах мы не находились, мы готовы делиться этим состоянием с другими. Люди находят в нас поддержку и утешение.
Вот почему наши предки шли к преподобному Сергию Радонежскому. Вот какой силой он смог вдохновить вождей народа и простых людей остановить вражду, дать отпор врагу и вместе создать то общество, в котором будут расти их дети. Это не сила оружия и даже не сила искусного слова. В первую очередь это сила Христова, которая в полноте действует через тех, кто смыслом и целью всей своей жизни поставил исполнение заповедей Его Евангелия.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
Читать далееЗдравствуйте, дорогие радиослушатели! С вами доцент МДА, священник Стефан Домусчи. Нередко мы приходим в храм не от радости и не с благодарностью, но от нужды и проблем. Иногда сами понимаем, что это не совсем верный подход, иногда даже слышим обвинения от других. Но что нам скажет на это Христос? Ответ на этот вопрос звучит в отрывке из 6-й главы Евангелия от Луки, который читается сегодня в храмах во время Богослужения. Давайте его послушаем.
Говоря о нравственном уровне иудеев, бывших современниками Спасителя, учёные часто подчёркивают, что этот уровень был достаточно высок. Действительно, чувствуя себя в оппозиции к римлянам, которые захватили их территории, иудеи с большим рвением стремились соблюдать заповеди, изучать Писание и жить благочестивый жизнью. В то же время глубину духовной жизни обычного иудея не стоит преувеличивать. Хотя в народе Божием и вправду была целая группа фарисеев и книжников, которые старались во всём и всегда поступать по закону или даже в ещё большей мере по преданиям старцев, многие люди, даже являясь верующими и законопослушными, жили обычной жизнью и стремились к вполне обычным вещам. По тем, кто приходил ко Христу, мы видим, что стремились они к тому, чтобы быть здоровыми, иметь достаточно денег для пропитания... И надо сказать, что первичность бытовых вопросов и вторичность вопросов веры не была какой-то особенностью жизни простых людей того времени. Это вообще вполне стандартное явление в жизни практически любого общества. Дело в том, что как с любыми другими дарами, религиозные дары и даже сам дар веры, дан в разной мере. Пожалуй, нет человека, у которого этого дара не было бы, но и сказать, что все одинаково обладают даром веры, вряд ли возможно.
После обращения к евангельскому отрывку, который мы сейчас услышали, возникает ощущение, что в нём есть как будто бы две части: первая об отношениях Христа с народом, а вторая о Его отношениях с учениками. Народ приходит к Спасителю со своими проблемами и нуждами. Люди приводят и приносят больных, кто-то оказывается бесноватым, кто-то расслабленным, у кого-то ещё какие-то болезни... Они тянули ко Христу руки и желали получить исцеление. И Господь исцелял их всех, не говоря ничего осуждающего в ответ. В Его действиях нет никакого превозношения или обличения. Он не говорит, что они ленивые, нерадивые и относятся к Нему потребительски. Это не значит, что Он считает их поведение самым лучшим и правильным, просто Бог в Своей любви может снизойти к нашим немощам. К ученикам же обращено совершенно иное слово. Они слышат заповеди блаженств, которые заканчиваются обещаниями радости, блаженства и великой награды на небесах. Эти слова сказаны Господом во всеуслышание, так что и те, кто пришёл по самому бытовому поводу, кто просил Христа о чём-то вполне земном, тоже их услышал. Эти слова сказаны апостолам и предложены всем остальным, чтобы они могли выбрать, обходиться ли в религии сиюминутным и в таком случае не получать главного или пойти дальше и проникнуть глубже, пережив подлинную встречу со Христом, не просто как чудотворцем, но как с Учителем и Господом. Сегодня, как и две тысячи лет назад, люди приходят к Богу по разным причинам. Он никого не отвергает, но и не навязывается. Спаситель снисходит к людям в их нуждах, приглашая их к более глубокому общению. К общению которое становится для них блаженством и великой наградой на небесах.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
Читать далееЗдравствуйте, с вами протоиерей Павел Великанов. Наверное, вы согласитесь с очевидным утверждением: нужда — это неудовлетворённая потребность. Следующий шаг тоже кажется совершенно логичным: поэтому нужда — это всегда плохо. Так ли это или нет? Ответ на этот вопрос мы можем услышать в отрывке из 6-й главы Евангелия от Луки, который звучит сегодня в православных храмах во время богослужения.
Парадоксальным образом Христос утверждает не только правильность нахождения человека в состоянии нужды, но даже более того — ставит это условием его «блаженства» — или, если перевести на наш язык, счастья! Но как это может быть? Или, возможно, здесь какая-то ошибка? Ведь современная психология однозначно утверждает: без удовлетворённых потребностей человек обречён быть несчастным!
Но Евангелие утверждает обратное: можно наполнить только того, кто пуст. И чем острее эта нужда — в «едином на потребу» — в Боге — тем сильнее «запрос», обращённый к Небесам. Очень ярко этот «запрос» выражен у датского философа и богослова Сёрена Кьеркегора: «Или — Бог, или — всё равно, что». Это не какой-то каприз — это искренний крик из самой глубины души, адресованный к Тому, Кто только и может эту глубину наполнить. Причём наполнить только Самим Собой — а не рекламными проспектами с обещаниями!
Но если через такую призму посмотреть на заповеди блаженства, они перестают быть странными и парадоксальными. Что лучше вычищает грязь из нашей души, как не слёзы? Что лучше освобождает от зависимости от чужого мнения, чем гонения и поношения? Что способно сильнее обострить потребность в духовном, как не изгнание, отчуждение от общества, отказавшегося следовать за Христом?
Оказывается, заповеди блаженства — это вовсе не манифест неудачника, ни в чём не преуспевшего: напротив, это вполне работающая траектория поведения, когда человек смог решиться себе позволить быть предельно честным в своих ответах на самые некомфортные вопросы. И этим путём шли святые — в том числе и преподобный Евфимий Великий, память которого сегодня празднует святая Церковь.
Его же молитвами да поможет и нам Господь быть мужественными в следовании заповедям Христовым!
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
Читать далее
священник Дмитрий Барицкий