Евангелие дня - Радио ВЕРА
Москва - 100,9 FM

Евангелие от Матфея, Глава 12, стихи 1-8

Выбор комментатора
Читает и комментирует
священник Стефан Домусчи
Выбор комментатора
Читает и комментирует
священник Дмитрий Барицкий
Евангелие от Матфея, Глава 12
Читать далее
Читает и комментирует священник Стефан Домусчи

Здравствуйте, дорогие радиослушатели! С вами доцент МДА священник Стефан Домусчи. В Священном Писании есть рассказы о том, как вполне авторитетные и праведные герои, и даже Сам Господь Иисус Христос, нарушали правила. Как нам относиться к таким историям сегодня? Ответ на этот вопрос звучит в отрывке из 12-й главы Евангелия от Матфея, который читается сегодня в храмах во время богослужения. Давайте его послушаем.

Глава 12.

01 В то время проходил Иисус в субботу засеянными полями; ученики же Его взалкали и начали срывать колосья и есть.

02 Фарисеи, увидев это, сказали Ему: вот, ученики Твои делают, чего не должно делать в субботу.

03 Он же сказал им: разве вы не читали, что сделал Давид, когда взалкал сам и бывшие с ним?

04 как он вошел в дом Божий и ел хлебы предложения, которых не должно было есть ни ему, ни бывшим с ним, а только одним священникам?

05 Или не читали ли вы в законе, что в субботы священники в храме нарушают субботу, однако невиновны?

06 Но говорю вам, что здесь Тот, Кто больше храма;

07 если бы вы знали, что значит: милости хочу, а не жертвы, то не осудили бы невиновных,

08 ибо Сын Человеческий есть господин и субботы.

В романе Фенимора Купера «Последний из могикан» есть история о том, как один из главных героев, переодетый в шкуру медведя, заговаривает с учителем церковного пения, чем приводит его в совершенное смятение. Купер при этом пишет, что учитель, который совершенно доверял библейским рассказам о чудесах и в том числе верил, что ослица пророка Валаама однажды с ним заговорила, никак не мог поверить, что может заговорить медведь. Эта забавная история на самом деле вскрывает очень важную особенность нашего восприятия библейского текста. Мы верим в реальность тех событий, которые описывает тот или иной библейский автор, но бываем совершенно не готовы к тому, чтобы даже представить себе нечто подобное в наши дни. Причём, дело даже не только в явных чудесах, но в некотором повторении тех подходов к вере и жизни, которые мы встречаем на страницах Писания.

В сегодняшнем отрывке из Евангелия от Матфея мы слышим историю о том, как фарисеи обвинили учеников Христа в нарушении субботы. Сразу стоит сказать, что само по себе вкушение пищи никаким грехом конечно же не было. По закону Моисея в субботу можно было есть еду, приготовленную заранее, то есть запрет распространялся на приготовление пищи, и фарисеи посчитали что растирание колосьев надо воспринимать именно так. Не знаю, можно ли было бы сорвать яблоко или, скажем, очистить банан для того, чтобы его съесть. Нас, современных христиан, не покидает ощущение мелочности фарисеев, хотя вполне возможно, что с точки зрения иудеев того времени это действительно было нарушением. Обычно в нарушениях субботы обвиняли Самого Христа и как правило в качестве аргумента Он приводил необходимость творить добро. Однако здесь субботу нарушают Его ученики и заботятся они в данном случае о себе. И всё же, фарисеи неслучайно спрашивают: «Почему Твои ученики нарушают субботу?» Они явно понимают, что те делают это с Его позволения. Спаситель знает, что они прекрасно помнят Писание и знают случай, когда священник Авимелех проявляет милость к Давиду и его спутникам и кормит их тем, чем кормить не должен был, то есть снисхождение к человеку поставил выше правила. И уж если в храме возможна была такая милость, тем более она возможна от Лица Того, кто больше и значимее храма, ведь перед ними Тот, Кто дал саму заповедь о субботе.

Сегодня мы можем с благоговением слушать истории о милости Христовой, но, к сожалению, в собственных отношениях с ближними оставаться строгими и требовательными, как фарисеи. Если очень хочется быть строгим и требовательным, нужно быть таковым по отношению к себе и с себя в первую очередь спрашивать. Если ты хочешь жертвы — приноси её сам, не за счёт ближних. К ближним, если хочешь походить на Христа, в первую очередь, проявляй милость.


Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов

Читать далее
Читает и комментирует священник Дмитрий Барицкий

Как-то знакомый поделился со мной своими недоумениями: «Один священник говорит, что перед причастием надо поститься три дня, другой, что всего один. Кто-то разрешает есть рыбу Великим постом, кто-то запрещает даже подсолнечное масло. Кто-то спокоен, если женщина заходит в храм в джинсах, кто-то требует, чтобы только в длинной, чёрной юбке. Голова кругом идёт». Понять эти возмущения не сложно. Христианская традиция существует уже около 2000 лет. За это время возникло огромное количество правил, которые регулируют жизнь верующего. Внешний вид, устав общественной и домашней молитвы, пост и массу других предписаний, которые касаются вопросов формального благочестия. Информация об этих правилах поступает к нам из разных источников. И нередко эти источники противоречат друг другу. Поэтому мы и возмущаемся, разочаровываемся, порой злимся и даже впадаем в уныние. Как же разобраться во всём этом море обычаев и подходов? Как не запутаться? Ответ на этот вопрос находим в отрывке из 12-й главы Евангелия от Матфея, который читается сегодня за богослужением в православных храмах. Давайте послушаем.

Глава 12.

01 В то время проходил Иисус в субботу засеянными полями; ученики же Его взалкали и начали срывать колосья и есть.

02 Фарисеи, увидев это, сказали Ему: вот, ученики Твои делают, чего не должно делать в субботу.

03 Он же сказал им: разве вы не читали, что сделал Давид, когда взалкал сам и бывшие с ним?

04 как он вошел в дом Божий и ел хлебы предложения, которых не должно было есть ни ему, ни бывшим с ним, а только одним священникам?

05 Или не читали ли вы в законе, что в субботы священники в храме нарушают субботу, однако невиновны?

06 Но говорю вам, что здесь Тот, Кто больше храма;

07 если бы вы знали, что значит: милости хочу, а не жертвы, то не осудили бы невиновных,

08 ибо Сын Человеческий есть господин и субботы.

Ситуация, описанная в только что прозвучавшем отрывке, предельно ясна. Господь позволяет Своим ученикам нарушить ритуальные предписания иудейского закона. И закона далеко не рядового, а ключевого. Того, который регламентирует поведение человека в субботу. А, как мы помним, соблюдение субботы — это визитная карточка представителя ветхозаветной религии. Не почитать субботу — всё равно что называть себя христианином и не причащаться.

На недоумения фарисеев Господь приводит два примера, когда закон формально нарушался, однако сами иудеи воспринимают это как данность. Так, например, священники трудятся в храме в субботу. Они закалывают жертвенных животных, снимают с них шкуры, готовят их к принесению в жертву и сжигают. Однако ни у кого не появится мысль упрекнуть их в пренебрежении законом. Также никто не будет упрекать царя Давида. В критической ситуации, скрываясь от погони врагов, он попросил у священника освящённый хлеб, предназначенный для жертвоприношения. Однако использовал его не по назначению. Съел сам, чтобы подкрепить силы, и разделил со своими соратниками.

Из всего этого следует важный для нас вывод. Христос допускает, что сам человек может регулировать степень исполнения ритуального закона. Каким образом? Обратите внимание на учеников. Они верующие люди. Иудеи. Но тем не менее они спокойно растирают колосья, то есть без смущения работают в субботу. Почему? А потому рядом с ними Тот, Кто отнимает у них всякое смущение и даёт уверенность. Они всей своей душой ощущают себя работниками и соратниками Христа, поскольку разделяют с Ним тяготы странствования. Они исполнители Его воли. Через них действует Его сила. Поэтому и говорит Христос фарисеям: «Мои ученики нарушают субботу, потому что служат Тому, Кто больше храма, и Кто является Господином субботы». То есть как сыны Царства апостолы освобождаются Спасителем от многих формальных подпорок, которые необходимы фарисеям, чтобы получить хоть какую-то уверенность в том, что они идут путём веры в Творца.

Мы можем рассматривать эту ситуацию как ответ на наш вопрос. Если свою религиозную жизнь мы организуем так, что в её центре окажется деятельное служение Богу, если все свои мысли, чувства, слова и поступки на ежедневной основе мы будем сверять с Евангелием, каждый отрезок сегодняшнего дня стремиться послужить Богу и ради Христа быть полезным тем, кто нас окружает, Господь даст нам живое ощущение Своего присутствия. Ведь Он Сам хочет не жертвы, а милости. И если мы регулярно формируем в себе навык проявлять эту милость, благодать Духа Святого будет направлять нас во всех наших делах. Тогда большинство недоумений, связанных с ритуальными и уставными предписаниями, исчезнут сами собой. В какой бы ситуации мы ни оказались, мы будем ясно понимать, что важно, а что второстепенно. Ведь теперь у нас есть чёткая цель в жизни. Именно она даёт нашему сердцу уверенность, а вместе с нею мир, покой и радость.


Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов

Читать далее
Друзья! Поддержите выпуски новых программ Радио ВЕРА!
Вы можете стать попечителем радио, установив ежемесячный платеж. Будем вместе свидетельствовать миру о Христе, Его любви и милосердии!
04.07.2025пятница
Слушать на мобильном

Скачайте приложение для мобильного устройства и Радио ВЕРА будет всегда у вас под рукой, где бы вы ни были, дома или в дороге.

Слушайте подкасты в iTunes и Яндекс.Музыка, а также смотрите наши программы на Youtube канале Радио ВЕРА.

Мы в соцсетях
ОКВКТвиттерТГ