Евангелие от Луки, Глава 6, стихи 17-23
Какое вознаграждение христианская вера предлагает своим последователям? И как это вознаграждение получить? Ответ на этот вопрос находим в отрывке из 6-й главы Евангелия от Луки, который читается сегодня за богослужением в православных храмах. Давайте послушаем.
Прозвучавшие сейчас так называемые «Заповеди блаженства» считаются ядром христианского закона. Именно по ним можно судить о том, как Господь призывал Своих учеников выстраивать отношения с другими людьми. Иногда их сравнивают с десятью заповедями, которые также находились в центре ветхозаветного законодательства и также вокруг них выстраивалась вся система морали древнего иудея. Однако по сравнению с законом пророка Моисея «Заповеди блаженства» имеют ряд особенностей.
Во-первых, заповеди Христа — не о социальной справедливости. Если десять заповедей так или иначе говорят о том, как построить отношения с Богом и людьми, как стать добропорядочным членом общества, то заповеди Христовы это о том, что делать, когда все законы и правила вдруг перестают работать. Что делать, если справедливость куда-то исчезла. Или же, как себя вести, когда я, будучи законопослушным гражданином, становлюсь объектом нападок и преследований со стороны таких же законопослушных граждан.
Во-вторых, это не строгие предписания. Моисей, например, говорит конкретно, императивами: не убий, не укради, не прелюбодействуй. Христос не говорит: если вы не плачете, то и не будете смеяться, если вы не нищий духом, то Царства Небесного вам не видать. Или Он не говорит: голодай, если хочешь насытиться, или: ищи бесчестия и ненависти среди людей, если хочешь потом получить награду. Здесь же нет однозначных правил или запретов. То есть у нас есть выбор: идти этим путём или нет. Скорее, перед нами максимы. Господь открывает универсальный духовный закон: оказывается, можно быть в очень стеснённых обстоятельствах, голодным, холодным, покинутым людьми, несправедливо обесчещенным, но при этом быть блаженным. То есть иметь сердце, исполненное благодати. Иметь в душе мир, покой и безмятежие.
Наконец, ещё один важный момент. Это блаженство доступно не всем страдальцам. Ведь бывает человек страдает и терпит лишения просто по своей глупости, нерадению или болезненной порочности. Например, так страдает одержимый какой-нибудь зависимостью. Он потерял семью, работу, имущество и теперь ему плохо. Или же бывает человек терпит злоключения из-за какой-то идеи, которая кажется ему высокой. Так страдал, например, Раскольников, так страдали революционеры-богоборцы. Но Спаситель говорит, что блаженство получит лишь тот, кто переносит злоключения, тяготы, несправедливости ради Сына Человеческого, то есть ради Христа. И это принципиально важный момент. Здесь должен быть выбор человека и готовность перенести злоключения ради Спасителя.
Не случайно «Заповеди блаженства» открывают собой раздел Евангелия, который называется «Нагорная проповедь». В этом разделе даются чёткие инструкции, как следует себя вести ученикам Христовым. Что значит жить по Евангелию. И если эти инструкции прочитать, то станет очевидным одно: это не о том, как договариваться с окружающими на основе закона справедливости. Все эти правила о том, как оказывать милость, любовь и снисхождение к тем, кто лично тебе нанёс несправедливый ущерб. Если человек наберётся решимости и так организует свою жизнь, его самость неизбежно будет страдать. Ведь порой внешне он будет терять. Однако в Своих «Заповедях блаженства» Господь уверяет, что поддержит и утешит нас. Он даст почувствовать Свою благодать в тот самый момент, когда мы всё же решимся встать на этот нелёгкий путь.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов