Здравствуйте, с вами протоиерей Павел Великанов. Случалось ли вам, дорогие друзья, оказываться в ситуации, когда время отпуска вы проводите не где-то «на чужом берегу», в неведомых краях — а когда вы едете следом за близкими друзьями — с позволения сказать — «на всё готовенькое»? Если да, вы не можете не откликнуться чтение из 14-й главы Евангелия от Иоанна, которое сегодня звучит в храмах во время богослужения.
Разница, конечно же, колоссальная — когда ты приезжаешь в чужое, неведомое тебе место — и когда там уже расположились твои друзья, всё узнали, со всеми завели знакомства, и ты мгновенно вливаешься в ещё вчера совсем неведомую жизнь. Как-то с детьми мы ездили в альпинистский лагерь в Безенги — и вот именно там я особо остро ощутил, как же здорово, когда до тебя уже кто-то освоился на месте и тщательно разведал!
В Своих словах Иисус убеждает учеников именно в том, что Он уходит от них не в какую-то непонятную, неведомую пустоту шеола — загробного мира. Иисус идёт в страдание и смерть именно для того, чтобы стать первопроходцем — проложить дорогу к вечной и блаженной жизни, идёт туда, где ещё ни одного человека не было. И зная, насколько нежно, трепетно и деликатно Иисус относится к Своим ученикам, эти слова вселяют в них огромной силы надежду — что даже если они чего-то не вполне понимают из всего происходящего — то итог всё равно будет самый лучший.
Но в сегодняшнем чтении есть ещё один очень важный аспект. Мысль учеников постоянно вращается вокруг Бога, Творца неба и земли — и в их мысленной перспективе Иисус может уйти только куда-то туда, в неведомые, недоступные им духовные дали. Хоть бы немного, хотя бы краешком глаза — да заглянуть туда, за духовный горизонт — вот что побуждает Филиппа просить Иисуса «показать Отца». Ответ Иисуса — ошеломителен: Филипп, я здесь, я с вами, тот, кто видел Меня — видел Отца! Показывать-то больше нечего: нет никакого «Зазеркалья», всё здесь, рядом, наяву! Такого поворота, конечно же, апостолы не ожидали: оказывается, рядом с ними и находится то самое главное сокровище, мечтами об обретении которого, они согревали свои души всю жизнь!
Вот к чему бы мне хотелось направить дальше вашу мысль, дорогие друзья. Кто знает, возможно, жизнь в Царстве Небесном будет не так уж и сильно отличаться от того, что с нами происходит здесь, в нашей обычной, жизни: только будет всё по-настоящему, без фальши, без примеси морока греха и прочих мнимостей. В конце «Последней битвы» Клайва Льюиса есть образ, который, как мне кажется, помогает понять эту мысль. Герои, оказавшись уже в Небесной Нарнии, с удивлением обнаруживают ту же самую милую сердцу старую Англию — только которая по сравнению с привычной оказывается гораздо более настоящей, подлинной, живой. Всё то, что было ценным и значимым, — никуда не исчезло, но обновилось, освятилось, преобразилось и получило то самое качество совершенства, с которым только и можно развиваться до бесконечности.
А вывод из вышесказанного очень прост: никогда не надо пытаться «сбежать», стряхнуть с себя всю ту обыденность, которая иногда кажется невыносимой. Возможно, именно в ней и заложены те самые семена «настоящести», которые при действии Духа Божия могут вырасти в достойные вечности плоды!
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
Читать далее
протоиерей Павел Великанов