Здравствуйте, дорогие радиослушатели! Христос Воскресе! С вами доцент МДА, священник Стефан Домусчи. Если человек хочет познакомиться с тем или иным явлением, что он сегодня делает в первую очередь? Читает интернет. Казалось бы, всё верно. С одним условием: опирайся на мнения авторитетных авторов и учёных. Но во всех ли сферах мы сделали бы такой выбор? Доверились ли бы мы рассказу учёного о музее или пошли бы познакомиться с экспозицией сами? Стали бы слушать рассказ о концерте, даже если бы о нем говорил нобелевский лауреат, или музыку тоже решили бы послушать лично? И как же, наконец, дело обстоит с религией? Ответ на этот вопрос звучит в отрывке из 1-й главы Евангелия от Иоанна, который читается сегодня в храмах во время богослужения. Давайте его послушаем.
Как мы сегодня узнаём о Боге? Обычно практически так же, как о рецепте заинтересовавшего нас блюда. Читаем о нем в сети. При этом в сегодняшнем отрывке мы слышим о способе познания, который для многих из нас стал непозволительной роскошью, о личном опыте. Мы всё время торопимся, в то время как опытное познание предполагает, что мы останавливаемся, чтобы всмотреться, вслушаться, вдуматься, буквально встретиться с тем, что мы хотим познать.
Итак, сегодня мы слышим, как Иоанн Предтеча указывает двум ученикам на Иисуса как на Мессию и агнца Божьего, который возьмёт на себя грех мира. И что отвечают ему ученики? Может быть они, как доверяющие ему, говорят «расскажи подробнее»? Нет. Они были учениками Предтечи, который призывал их верить в грядущего Мессию. Когда же они услышали, что Он уже здесь — они приходят к Нему и пребывают в Его доме целый день.
Очень примечателен диалог, который этому предшествует.
— Чего вы от меня хотите? — спрашивает Христос. И они отвечают: «Учитель, где живёшь»? То есть фактически напрашиваются в гости. Сегодня мы можем решить, что, если бы нам подобный вопрос задал воплотившийся Бог, уж мы бы попросили что-нибудь посущественнее. Но апостолы дали самый верный ответ. Потому что, если ты действительно хочешь познакомиться с личностью, тебе важно вступить с ней в общение, а не читать про неё статьи.
В разных вариантах со всеми апостолами происходит то же самое. Они приходят и лично общаются со Христом. Они тратят на это время и силы, хотя, вероятно, могли бы узнать о Нём что-то из других источников.
Подобный подход в сфере веры был важен не только когда-то в древности, когда у людей не было интернета и научных исследований. Он важен и сегодня, потому что религиозное знание — это не знание о Боге, но знание Бога как Существа Личного, с которым мы призваны быть вместе.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
Читать далееХристос Воскресе! С вами протоиерей Павел Великанов. Иногда я размышляю о том, что доброго и худого привнесла в нашу жизнь цифровая цивилизация. Мне, выросшему в доперестроечную эпоху, есть с чем сравнить современный образ жизни — и нередко ловлю себя на мысли, что в некоторых аспектах мы потерпели существенный урон. Давайте послушаем первую главу Евангелия от Иоанна, и попробуем сопоставить этот рассказ с реалиями нашей жизни.
Самый сильный контраст, который мне прямо бросается в глаза, — это то, что значительная часть нашей жизни сегодня проходит в виртуальном общении. Его стало гораздо больше — сами того не замечая, мы часами плаваем в мессенджерах, переписках по почте, социальных сетях и других интернет-ресурсах. Если кто-то нас заинтересовал — первый помощник — поисковик. И отыскав много информации о человеке, нам кажется, что мы его уже досконально изучили.
Сегодняшнее Евангелие рассказывает нам о том, как люди узнавали друг друга в те давние времена. Молодые люди встречаются с Иисусом — и вместо того, чтобы спрашивать, под каким логином аккаунт в соцсетях, задают Ему совершенно другой вопрос: а Ты где живёшь? Ответ — пойдёмте, сами всё увидите. После того, как вопрошавшие побыли дома у Иисуса, у них никаких вопросов к Нему не осталось, и, оставив всё, они стали Его учениками.
Схожая история происходит и с двумя другими будущими апостолами — Филиппом и Нафанаилом. Если для Филиппа Иисус — долгожданный Мессия, то для Нафанаила это вовсе не очевидно. В ответ он слышит: иди и посмотри сам.
Оба эпизода — о важности личного, непосредственного контакта и наблюдения за человеком и средой его обитания. Не придуманным и задекларированным в соцсетях — а именно реальным, в котором и которым человек живёт и дышит. Потому что то, чем мы себя окружаем в повседневной жизни, — это тоже наше «тело», пусть и в более расширенном смысле. В телесно-ориентированной психотерапии основа — это подтверждённая практикой аксиома, что тело врать не умеет — в отличие от нашего сознания. Но и наше «расширенное тело» — дом, среда обитания — тоже «врать не умеют». Достаточно прийти домой, попить чайку, поговорить — и вы получите важнейшие «вводные» для составления настоящего, а не выдуманного, портрета другого человека.
Но есть в ситуации с апостолами и Иисусом ещё одна глубина. Я бы назвал её очевидностью святости Иисуса — прикоснувшись к которой никакие доказательства уже не требовались. Умный и чуткий, совестливый человек, только взглянув Ему в глаза — всё сразу понимал: да, это Тот, за Кем имеет смысл идти, Кому не страшно доверить и всю свою жизнь. И вопрос, которым мне хотелось бы завершить размышления, повисает в воздухе: а на самом ли деле для нас, христиан, настолько же очевидна святость Христа — или же она пока ещё только находится где-то на уровне теории? Да, есть над чем подумать...
Читать далее
священник Стефан Домусчи