Как уберечь себя от разочарований в жизни? Ответ на этот вопрос содержится в отрывке из 11-й главы Евангелия от Марка, который звучит сегодня за богослужением в православных храмах. Давайте послушаем.
Господь входит в Иерусалим. Люди ликуют. Его встречают как царя. Однако если приглядеться к деталям евангельского рассказа, то мы увидим резкий контраст между ожиданиями людей и тем, что на самом деле им предлагает Господь.
И первое — это возгласы. Выражение «благословен грядущий во имя Господне!» — это строчка из 117-го псалма. Есть предположение, что это произведение появилось на свет примечательным образом. За два столетия до Рождества Христова сирийский царь Антиох покорил Палестину. Он пытался насадить среди евреев греческий образ жизни и мысли. Это был далеко не мирный процесс. Антиох запретил всё, что связано с верой в Единого Бога. Он осквернил Иерусалимский храм. Сделал из него языческое капище, посвящённое Зевсу. А в помещениях вокруг храма устроил публичные дома. Народ восстал. Во главе сопротивления стоял человек по имени Иуда Маккавей. Он разбил сирийскую армию, освободил Палестину, очистил и заново освятил храм. До сих пор евреи отмечают это событие во время праздника Ханука. Считается, что псалом 117 был написан именно тогда. Это псалом победителя.
Не менее примечательно выражение «осанна». В тексте Священного Писания оно встречается в книге Царств. Его используют люди, которые обращаются к царю, в надежде получить от него защиту от врага. Поэтому осанна — это призыв к Иисусу вмешаться в ход истории и восстановить справедливость. Выгнать врага. Освободить страну от римских оккупантов. Такого Мессию ждали жители Иерусалима. В их представлении Христос пришёл ломать и крушить язычников. На это же указывают не только слова, но и действия людей. Они постилают перед ним свою одежду и пальмовые ветви. Именно так встречали царей, которые возвращались с войны, одолев врага. Подобной победы ждали и от Христа.
Но посмотрите, как действует Господь. С одной стороны, он прекрасно знает, что у людей неверные представления о Нём. И что многие из них буквально через неделю потеряют к Нему всякий интерес. Некоторые будут стоять в толпе любопытных на Голгофе. А кто-то разочаруется и будет даже кричать «распни, распни Его». Тем не менее, Он совершает то, что должно совершиться согласно пророчеству. Мессия, как писал об этом пророк Захария, должен въехать в Иерусалим на молодом осле. С другой стороны, всё, что Господь хочет сказать людям о Себе, — уже в самом этом действии. Осёл в Палестине считался царственным животным. Царь уезжал на войну на коне, а возвращался на ослике. Это животное мира. Господь молча показывает, что Он принёс не справедливое воздаяние, не праведный гнев, а в первую очередь мир, любовь и прощение.
Важный эпизод и для нас с вами. У нас также есть определённые ожидания от Бога. И нередко мы испытываем разочарование и даже потрясение, когда они не оправдываются. В своей голове я нарисовал фантастическую картинку того, как должна складываться моя жизнь, мои отношения с людьми, наломал из-за этого дров, погрузился в уныние и тоску, а Бог остался виноват. И нередко, оставшись у разбитого корыта, я кричу: «за что мне это, Господи. Ведь я верил в Тебя, а ты Меня предал». Господь не собирается нас переубеждать. Всё, что Он хотел нам сказать, Он уже сказал. И до сих пор говорит. Стоит просто открыть Евангелие. Там всё написано. Не надо жить иллюзиями и мечтами. Не следует искать лёгкой и комфортной жизни. Надо просто идти и исполнять заповеди Христовы. И главная из них — заповедь жертвенной любви к тем, кто нас окружает. Лишь двигаясь этим тернистым путём на свою Голгофу, мы никогда не испытаем разочарований ни в себе, ни в людях, ни в Боге.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
Читать далее
священник Дмитрий Барицкий