Евангелие от Марка, Глава 11, стихи 1-11. Комментирует - Дмитрий Барицкий
Москва - 100,9 FM

Евангелие от Марка, Глава 11, стихи 1-11

Поделиться Поделиться
Читает и комментирует священник Дмитрий Барицкий

Как уберечь себя от разочарований в жизни? Ответ на этот вопрос содержится в отрывке из 11-й главы Евангелия от Марка, который звучит сегодня за богослужением в православных храмах. Давайте послушаем.

Глава 11.

01 Когда приблизились к Иерусалиму, к Виффагии и Вифании, к горе Елеонской, Иисус посылает двух из учеников Своих

02 и говорит им: пойдите в селение, которое прямо перед вами; входя в него, тотчас найдете привязанного молодого осла, на которого никто из людей не садился; отвязав его, приведите.

03 И если кто скажет вам: что вы это делаете? - отвечайте, что он надобен Господу; и тотчас пошлет его сюда.

04 Они пошли, и нашли молодого осла, привязанного у ворот на улице, и отвязали его.

05 И некоторые из стоявших там говорили им: что делаете? зачем отвязываете осленка?

06 Они отвечали им, как повелел Иисус; и те отпустили их.

07 И привели осленка к Иисусу, и возложили на него одежды свои; Иисус сел на него.

08 Многие же постилали одежды свои по дороге; а другие резали ветви с дерев и постилали по дороге.

09 И предшествовавшие и сопровождавшие восклицали: осанна! благословен Грядущий во имя Господне!

10 благословенно грядущее во имя Господа царство отца нашего Давида! осанна в вышних!

11 И вошел Иисус в Иерусалим и в храм; и, осмотрев всё, как время уже было позднее, вышел в Вифанию с двенадцатью.

Господь входит в Иерусалим. Люди ликуют. Его встречают как царя. Однако если приглядеться к деталям евангельского рассказа, то мы увидим резкий контраст между ожиданиями людей и тем, что на самом деле им предлагает Господь.

И первое — это возгласы. Выражение «благословен грядущий во имя Господне!» — это строчка из 117-го псалма. Есть предположение, что это произведение появилось на свет примечательным образом. За два столетия до Рождества Христова сирийский царь Антиох покорил Палестину. Он пытался насадить среди евреев греческий образ жизни и мысли. Это был далеко не мирный процесс. Антиох запретил всё, что связано с верой в Единого Бога. Он осквернил Иерусалимский храм. Сделал из него языческое капище, посвящённое Зевсу. А в помещениях вокруг храма устроил публичные дома. Народ восстал. Во главе сопротивления стоял человек по имени Иуда Маккавей. Он разбил сирийскую армию, освободил Палестину, очистил и заново освятил храм. До сих пор евреи отмечают это событие во время праздника Ханука. Считается, что псалом 117 был написан именно тогда. Это псалом победителя.

Не менее примечательно выражение «осанна». В тексте Священного Писания оно встречается в книге Царств. Его используют люди, которые обращаются к царю, в надежде получить от него защиту от врага. Поэтому осанна — это призыв к Иисусу вмешаться в ход истории и восстановить справедливость. Выгнать врага. Освободить страну от римских оккупантов. Такого Мессию ждали жители Иерусалима. В их представлении Христос пришёл ломать и крушить язычников. На это же указывают не только слова, но и действия людей. Они постилают перед ним свою одежду и пальмовые ветви. Именно так встречали царей, которые возвращались с войны, одолев врага. Подобной победы ждали и от Христа.

Но посмотрите, как действует Господь. С одной стороны, он прекрасно знает, что у людей неверные представления о Нём. И что многие из них буквально через неделю потеряют к Нему всякий интерес. Некоторые будут стоять в толпе любопытных на Голгофе. А кто-то разочаруется и будет даже кричать «распни, распни Его». Тем не менее, Он совершает то, что должно совершиться согласно пророчеству. Мессия, как писал об этом пророк Захария, должен въехать в Иерусалим на молодом осле. С другой стороны, всё, что Господь хочет сказать людям о Себе, — уже в самом этом действии. Осёл в Палестине считался царственным животным. Царь уезжал на войну на коне, а возвращался на ослике. Это животное мира. Господь молча показывает, что Он принёс не справедливое воздаяние, не праведный гнев, а в первую очередь мир, любовь и прощение.

Важный эпизод и для нас с вами. У нас также есть определённые ожидания от Бога. И нередко мы испытываем разочарование и даже потрясение, когда они не оправдываются. В своей голове я нарисовал фантастическую картинку того, как должна складываться моя жизнь, мои отношения с людьми, наломал из-за этого дров, погрузился в уныние и тоску, а Бог остался виноват. И нередко, оставшись у разбитого корыта, я кричу: «за что мне это, Господи. Ведь я верил в Тебя, а ты Меня предал». Господь не собирается нас переубеждать. Всё, что Он хотел нам сказать, Он уже сказал. И до сих пор говорит. Стоит просто открыть Евангелие. Там всё написано. Не надо жить иллюзиями и мечтами. Не следует искать лёгкой и комфортной жизни. Надо просто идти и исполнять заповеди Христовы. И главная из них — заповедь жертвенной любви к тем, кто нас окружает. Лишь двигаясь этим тернистым путём на свою Голгофу, мы никогда не испытаем разочарований ни в себе, ни в людях, ни в Боге.


Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов

Друзья! Поддержите выпуски новых программ Радио ВЕРА!
Вы можете стать попечителем радио, установив ежемесячный платеж. Будем вместе свидетельствовать миру о Христе, Его любви и милосердии!