Евангелие от Марка, Глава 11, стихи 1-11. Комментирует - протоиерей Павел Великанов
Москва - 100,9 FM

Евангелие от Марка, Глава 11, стихи 1-11

Мк., 49 зач., XI, 1-11 (прот. Павел Великанов)
Поделиться Поделиться
протоиерей Павел Великанов Читает и комментирует протоиерей Павел Великанов

В Евангелии немного, но всё же присутствуют очень ярко выраженные истории... про Божественную иронию. И одна из таких историй сегодня читается в храмах за богослужением, а именно — отрывок из 11-й главы Евангелия от Марка.

Глава 11.

01 Когда приблизились к Иерусалиму, к Виффагии и Вифании, к горе Елеонской, Иисус посылает двух из учеников Своих

02 и говорит им: пойдите в селение, которое прямо перед вами; входя в него, тотчас найдете привязанного молодого осла, на которого никто из людей не садился; отвязав его, приведите.

03 И если кто скажет вам: что вы это делаете? - отвечайте, что он надобен Господу; и тотчас пошлет его сюда.

04 Они пошли, и нашли молодого осла, привязанного у ворот на улице, и отвязали его.

05 И некоторые из стоявших там говорили им: что делаете? зачем отвязываете осленка?

06 Они отвечали им, как повелел Иисус; и те отпустили их.

07 И привели осленка к Иисусу, и возложили на него одежды свои; Иисус сел на него.

08 Многие же постилали одежды свои по дороге; а другие резали ветви с дерев и постилали по дороге.

09 И предшествовавшие и сопровождавшие восклицали: осанна! благословен Грядущий во имя Господне!

10 благословенно грядущее во имя Господа царство отца нашего Давида! осанна в вышних!

11 И вошел Иисус в Иерусалим и в храм; и, осмотрев всё, как время уже было позднее, вышел в Вифанию с двенадцатью.

Вход Христа в Иерусалим — по своей сути сплошная ирония. Ирония, но не насмешка! Бог входит в город как Царь и Победитель, но вскоре будет повешен на Кресте как позорный преступник. Толпа наконец-то ощутила себя неким единством, сплочённостью и думает, что теперь-то всё будет, «как правильно должно быть», но в итоге сама же вынесет смертный приговор своему Мессии. Символ царского триумфа — конь и колесница, развевающиеся знамёна. А тут — ослёнок, робкое, почти комичное животное. Бог словно бы говорит: «Вы хотели Мессию, грозного сокрушителя врагов? Вот, пожалуйста: Я — кроткий и смиренный. Как вам такой Царь? Готовы принять?»

Бог берёт все мыслимые и немыслимые символы человеческого триумфа — и «выворачивает их наизнанку»: Он не умаляет торжества Своего входа в Иерусалим, но превращает его в символ грядущей жертвы, о которой пока никто не догадывается.

Примечательно, что между двумя, казалось бы, несхожими словами — «иллюзия» и «ирония» — есть прямая связь в латинском языке. Само слово illusio («ирония», «обман», «заблуждение») происходит от глагола illudo (в архаической форме inludo), который состоит из приставки in- («в-») и корня ludo («играть», «шутить», «веселиться», «насмехаться», «обманывать», «дурачить»). То есть «ирония», как и «иллюзия», — это своеобразная игра.

Есть ли смысл в этой Божественной иронии — Божественной игре, столь явно показанной в этом евангельском эпизоде? Конечно же, есть. Он в том, что нам, словно малым детям, показана истинная ценность и значимость всех представлений о власти, могуществе, торжестве, «общественном мнении», триумфе — всех так называемых «констант», на которые в первую очередь ориентирована человеческая мысль. Всё «великое» в глазах людей может в мгновение ока не просто обернуться в прах, но и стать своей полной противоположностью. Наши общепринятые ценности вдруг превращаются в откровенный фарс. И Бог, словно «подыгрывая» ожиданиям людей, не останавливается на их предвкушениях и не следует их логике — а доводит дело до невероятного на первый взгляд, но неизбежного по своей сути завершения.

Иногда, когда человек оказывается настолько глух и упрям, что никак не может нас услышать, лучшее, что можно сделать, — это ирония. Ирония, но не насмешка!..


Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов

Друзья! Поддержите выпуски новых программ Радио ВЕРА!
Вы можете стать попечителем радио, установив ежемесячный платеж. Будем вместе свидетельствовать миру о Христе, Его любви и милосердии!