Здравствуйте, с вами протоиерей Павел Великанов. «Кто плохо одет — тому недостаёт добродетели», — написал в календаре 1736 года Бенджамин Франклин, один из отцов-основателей Соединённых Штатов Америки. И эта фраза вовсе не была случайной: главная «добродетель» для него — «делание» денег. К чему на практике приводит такая ценностная ориентация, прекрасно описывает Евангелие от Луки, отрывок из 18-й главы которого и читается сегодня в храмах во время богослужения.
В чём же радикальная ошибка богатого и облечённого властью юноши — а вместе с ним и Бенджамина Франклина — известные 13 принципов которого по сей день у многих вызывают восхищение? Момент истины, в который и вскрывается подлинная иерархия ценностей, — призыв Иисуса всё оставить, раздать нищим и отправиться вслед за Ним в полную неизвестность. Печаль скрыть невозможно: ведь неспроста вопрошающий так изысканно подходил к Иисусу с нежной льстивостью — он, конечно, ожидал чего-то совершенно иного! А ответ Иисуса — обрушил всё!
И для Франклина, и для богатого юноши деньги — в широком смысле понимаемый капитал — абсолютное условие добродетельного существования. Они не средство для процесса, не «смазка» добрых дел — а само доброделание. «Делать деньги» и «творить добро», потому что «только деньги слаще мёда» — как любил повторять Франклин, и добавлял: «Мерило добродетели — кредит; идеальный человек — тот, кто заслуживает кредита!»
И тут Христос предлагает нечто невообразимое: не просто отказаться от того, что «слаще мёда», но ещё и «обнулиться» — в своём социальном положении, утратить долгим трудом наработанную добрую репутацию — одним словом, обнищать во всех смыслах этого слова! И — ради чего? Каких-то не очень понятных высоких слов не особо-то вызывающего доверие бродячего проповедника с горсткой последователей?..
«Сокровище на небесах», о котором говорит Иисус в качестве награды за оставленное земное богатство — это не только блаженная участь в вечности. «Царство Небесное», которое не где-то там или здесь — а только внутри самого человека — это всё то, что невозможно измерить деньгами или материальными благами. Невозможно купить улыбку грудного младенца, когда он впервые распознал глаза любящих родителей. Никаких денег не хватит, чтобы оплатить настоящую дружбу — потому что она не продаётся и не покупается. Не получится даже в самой устойчивой валюте измерить широту открытого и доброго сердца. Везде, где в человеческой жизни пробиваются отблески Добра, Истины, Красоты, Любви и Достоинства — денежный счётчик проворачивается.
А теперь, дорогие друзья, давайте посмотрим внимательно внутрь самих себя и зададимся вопросом: разве не лежит под нашим стремлением к стяжанию та самая вера Франклина в то, что только состоятельный может быть добродетельным?..
Читать далее
протоиерей Павел Великанов