Евангелие от Луки, Глава 18, стихи 18-27. Комментирует - протоиерей Павел Великанов
Москва - 100,9 FM

Евангелие от Луки, Глава 18, стихи 18-27

Поделиться Поделиться
протоиерей Павел Великанов Читает и комментирует протоиерей Павел Великанов

Здравствуйте, с вами протоиерей Павел Великанов. «Кто плохо одет — тому недостаёт добродетели», — написал в календаре 1736 года Бенджамин Франклин, один из отцов-основателей Соединённых Штатов Америки. И эта фраза вовсе не была случайной: главная «добродетель» для него — «делание» денег. К чему на практике приводит такая ценностная ориентация, прекрасно описывает Евангелие от Луки, отрывок из 18-й главы которого и читается сегодня в храмах во время богослужения.

Глава 18.

18 И спросил Его некто из начальствующих: Учитель благий! что мне делать, чтобы наследовать жизнь вечную?

19 Иисус сказал ему: что ты называешь Меня благим? никто не благ, как только один Бог;

20 знаешь заповеди: не прелюбодействуй, не убивай, не кради, не лжесвидетельствуй, почитай отца твоего и матерь твою.

21 Он же сказал: все это сохранил я от юности моей.

22 Услышав это, Иисус сказал ему: еще одного недостает тебе: все, что имеешь, продай и раздай нищим, и будешь иметь сокровище на небесах, и приходи, следуй за Мною.

23 Он же, услышав сие, опечалился, потому что был очень богат.

24 Иисус, видя, что он опечалился, сказал: как трудно имеющим богатство войти в Царствие Божие!

25 ибо удобнее верблюду пройти сквозь игольные уши, нежели богатому войти в Царствие Божие.

26 Слышавшие сие сказали: кто же может спастись?

27 Но Он сказал: невозможное человекам возможно Богу.

В чём же радикальная ошибка богатого и облечённого властью юноши — а вместе с ним и Бенджамина Франклина — известные 13 принципов которого по сей день у многих вызывают восхищение? Момент истины, в который и вскрывается подлинная иерархия ценностей, — призыв Иисуса всё оставить, раздать нищим и отправиться вслед за Ним в полную неизвестность. Печаль скрыть невозможно: ведь неспроста вопрошающий так изысканно подходил к Иисусу с нежной льстивостью — он, конечно, ожидал чего-то совершенно иного! А ответ Иисуса — обрушил всё!

И для Франклина, и для богатого юноши деньги — в широком смысле понимаемый капитал — абсолютное условие добродетельного существования. Они не средство для процесса, не «смазка» добрых дел — а само доброделание. «Делать деньги» и «творить добро», потому что «только деньги слаще мёда» — как любил повторять Франклин, и добавлял: «Мерило добродетели — кредит; идеальный человек — тот, кто заслуживает кредита!»

И тут Христос предлагает нечто невообразимое: не просто отказаться от того, что «слаще мёда», но ещё и «обнулиться» — в своём социальном положении, утратить долгим трудом наработанную добрую репутацию — одним словом, обнищать во всех смыслах этого слова! И — ради чего? Каких-то не очень понятных высоких слов не особо-то вызывающего доверие бродячего проповедника с горсткой последователей?..

«Сокровище на небесах», о котором говорит Иисус в качестве награды за оставленное земное богатство — это не только блаженная участь в вечности. «Царство Небесное», которое не где-то там или здесь — а только внутри самого человека — это всё то, что невозможно измерить деньгами или материальными благами. Невозможно купить улыбку грудного младенца, когда он впервые распознал глаза любящих родителей. Никаких денег не хватит, чтобы оплатить настоящую дружбу — потому что она не продаётся и не покупается. Не получится даже в самой устойчивой валюте измерить широту открытого и доброго сердца. Везде, где в человеческой жизни пробиваются отблески Добра, Истины, Красоты, Любви и Достоинства — денежный счётчик проворачивается.

А теперь, дорогие друзья, давайте посмотрим внимательно внутрь самих себя и зададимся вопросом: разве не лежит под нашим стремлением к стяжанию та самая вера Франклина в то, что только состоятельный может быть добродетельным?..

Друзья! Поддержите выпуски новых программ Радио ВЕРА!
Вы можете стать попечителем радио, установив ежемесячный платеж. Будем вместе свидетельствовать миру о Христе, Его любви и милосердии!