Здравствуйте, с вами протоиерей Павел Великанов. Среди евангельских эпизодов история с искушением Христа в пустыне, сразу после Крещения от Иоанна, всякий раз меня по-особенному захватывает. Не только своей чёткой трёхступенчатой структурой, но и целым рядом деталей, о которых хочется снова и снова размышлять. Но для начала давайте послушаем отрывок из 4-й главы Евангелия от Матфея, который сегодня читается в православных храмах за богослужением.
Хочется отметить несколько моментов в истории искушения Христа. Первый то, что Иисус был приведён к дьяволу для искушения. И сразу вопрос: а что, дьявол раньше «обходил стороной» Иисуса? Разве он не пробовал тем или иным образом «подставить подножку», как это он делает с любым человеком?
Иисуса Дух именно приводит на искушение, а ведь это полная противоположность словам молитвы «Отче наш» — где мы просим «не ввести нас во искушение». Иисус как раз «вводится» в искушение, что говорит о крайней важности того, что должно было произойти дальше.
Второй момент очень интересно подмечает святитель Григорий Двоеслов. Вот как он описывает своего рода «генезис соблазна»: «искушение совершается тремя способами: наущением, услаждением и согласием. И мы, когда подвергаемся искушению, тогда большей частью впадаем в услаждение или даже в согласие с грехом, потому что, распространённые от греховной плоти, мы сами в себе носим источник греха. Но Бог, воплотившийся в утробе Девы, пришёл в мир без греха. Поэтому Он мог быть искушаем только наущением, но услаждение грехом не убило души Его. И потому всё диавольское искушение извне не проникало внутрь».
Из этих слов святителя можно сделать очень важный вывод: если бы Христос не прошёл через искушение от сатаны, причём находясь в крайне уязвимом положении после столь продолжительного поста, то Его человеческая природа не «обучилась» бы стойкости к любой попытке диавола сбить с правильного пути. Да, в отличие от нас Спасителя было невозможно затащить в грех приманкой удовольствия, в Нём не было той «пробоины греха», в которую, словно в воронку, увлекает любого поиск удовольствия. Но до того, как оказаться на краю этой воронки, человек искушается «наущением», то есть помыслами, подталкивающими к падению. Если на уровне помысла отсекать попытки диавола пробиться к нашему сердцу, то дальше у греха не будет никакой возможности пускать глубокие корни сначала в сердце, а потом и провоцировать к действиям.
И последний, третий важный момент. Христос не спорит с искушающими словами диавола. Он не пытается его переубедить, показать несостоятельность предложения или с презрением оттолкнуть соблазн. Спаситель просто опирается на слова Божественного Писания и выставляет их как щит, об который тотчас разбиваются самые мощные дьявольские атаки. И это очень важный навык, который каждый из нас призван развивать. Диавол, этот величайший наглец и хитрец, в любом споре уложит каждого из нас на лопатки, но вот с Писанием состязаться он не сможет.
Так что, дорогие друзья, важно не только изучать Священные Книги ради понимания Откровения, но и заучивать наизусть те фразы из Писания, которые в критический момент могут оказаться самым настоящим спасительным кругом, извлекающим из морока бесовского искушения!
Победа не всегда достаётся сразу. Случается, что превосходство одного противника над другим достигается в несколько этапов. Но начинается поражение одного и торжество другого с внутренних переживаний. Это хорошо видно на примере эпизода из романа Толкина «Властелин колец», когда некоронованный ещё Арагорн заглядывает в шар-палантир и встречает там взгляд ужасающего Саурона. Доброму герою удаётся выстоять перед мощью злого духа, и тот отступает. Так начинается путь Саурона к сокрушительному поражению.
Многие сюжетные ходы Толкин брал из библейского повествования. Упомянутый эпизод исключением не является. В основании мысленного и духовного противостояния Арагорна и Саурона лежит знаменитый евангельский рассказ об искушении Иисуса Христа в пустыне. После крещения в водах Иордана Господь отправляется в безлюдное место, где находится сорок дней и ночей, соблюдая строгий пост. Сорок — не случайное число. Сорок лет Бог водил израильский народ по пустыне, очищая избранных Им людей от лжи идолопоклонства.
Христу не нужно было ни от чего очищаться — Он был свят и чист изначально. Но желая в полной мере пройти все испытания и невзгоды, выпадающие на долю человека, Сын Божий выбирает путь поста. В тот момент, когда физические силы практически оставили Христа, Ему явился дьявол, решивший воспользоваться моментом слабости, чтобы спровоцировать Господа Иисуса на нравственное падение.
Злой дух поочерёдно предлагает Христу три любимых своих греха: тщеславие, гордость и властолюбие. Усиливая воздействие искушений, дьявол превратно цитирует Священное Писание. Сначала он предлагает Спасителю превратить камни в хлебы. Но не для того, чтобы кого-то накормить, а чтобы просто продемонстрировать могущество. Затем Христу предлагается сброситься с крыши храма Соломона и вынудить ангелов поймать Сына Божьего, не дать Ему разбиться.
Наконец, наступает время для третьего искушения. Сатана показывает Господу Иисусу все царства мира и соглашается передать над ними власть Сыну Божьему, если Тот признает над Собой господство повелителя злых духов. О чём говорит нам данная деталь евангельского повествования? О том, что упомянутые правители и царства уже находятся во власти дьявола. Земные цари не выдержали, в отличие от Христа, искушения — пошли по пути тщеславия, гордости и властолюбия. В результате — они оказались слугами сатаны.
Христос же не нуждался в суетном поклонении толп и преходящей славе мира сего. Не притягивала Его и власть земная, природа которой была Сыну Божьему прекрасно известна. В конечном счёте, именно непостоянство человеческого поклонения и приведёт Спасителя на Голгофу. Но то будет следствием заблуждения людей — Христос же не давал для возникновения подобных настроений никакого повода.
Чему учит нас прозвучавшее Евангелие? В первую очередь тому, что надеяться нужно на Бога. Только Он никогда нас не бросит и не предаст. В отличие от даже самых близких друзей или коллег. Случаются в жизни ситуации, когда даже наиболее верные, казалось бы, люди могут дрогнуть и отступить, но Христос, выдержавший все искушения дьявола, никогда так не поступит. Спаситель всегда присутствует рядом с тем, кто верит в Него. Присутствует и в дни радости, и в моменты горя, утешая и поддерживая духовно человека, нуждающегося в помощи и поддержке. И только в союзе со Христом сможем мы победить дьявола, главного противника рода человеческого.
Читать далее
протоиерей Павел Великанов