Евангелие от Матфея, Глава 4, стихи 1-11
Здравствуйте, с вами протоиерей Павел Великанов. Среди евангельских эпизодов история с искушением Христа в пустыне, сразу после Крещения от Иоанна, всякий раз меня по-особенному захватывает. Не только своей чёткой трёхступенчатой структурой, но и целым рядом деталей, о которых хочется снова и снова размышлять. Но для начала давайте послушаем отрывок из 4-й главы Евангелия от Матфея, который сегодня читается в православных храмах за богослужением.
Хочется отметить несколько моментов в истории искушения Христа. Первый то, что Иисус был приведён к дьяволу для искушения. И сразу вопрос: а что, дьявол раньше «обходил стороной» Иисуса? Разве он не пробовал тем или иным образом «подставить подножку», как это он делает с любым человеком?
Иисуса Дух именно приводит на искушение, а ведь это полная противоположность словам молитвы «Отче наш» — где мы просим «не ввести нас во искушение». Иисус как раз «вводится» в искушение, что говорит о крайней важности того, что должно было произойти дальше.
Второй момент очень интересно подмечает святитель Григорий Двоеслов. Вот как он описывает своего рода «генезис соблазна»: «искушение совершается тремя способами: наущением, услаждением и согласием. И мы, когда подвергаемся искушению, тогда большей частью впадаем в услаждение или даже в согласие с грехом, потому что, распространённые от греховной плоти, мы сами в себе носим источник греха. Но Бог, воплотившийся в утробе Девы, пришёл в мир без греха. Поэтому Он мог быть искушаем только наущением, но услаждение грехом не убило души Его. И потому всё диавольское искушение извне не проникало внутрь».
Из этих слов святителя можно сделать очень важный вывод: если бы Христос не прошёл через искушение от сатаны, причём находясь в крайне уязвимом положении после столь продолжительного поста, то Его человеческая природа не «обучилась» бы стойкости к любой попытке диавола сбить с правильного пути. Да, в отличие от нас Спасителя было невозможно затащить в грех приманкой удовольствия, в Нём не было той «пробоины греха», в которую, словно в воронку, увлекает любого поиск удовольствия. Но до того, как оказаться на краю этой воронки, человек искушается «наущением», то есть помыслами, подталкивающими к падению. Если на уровне помысла отсекать попытки диавола пробиться к нашему сердцу, то дальше у греха не будет никакой возможности пускать глубокие корни сначала в сердце, а потом и провоцировать к действиям.
И последний, третий важный момент. Христос не спорит с искушающими словами диавола. Он не пытается его переубедить, показать несостоятельность предложения или с презрением оттолкнуть соблазн. Спаситель просто опирается на слова Божественного Писания и выставляет их как щит, об который тотчас разбиваются самые мощные дьявольские атаки. И это очень важный навык, который каждый из нас призван развивать. Диавол, этот величайший наглец и хитрец, в любом споре уложит каждого из нас на лопатки, но вот с Писанием состязаться он не сможет.
Так что, дорогие друзья, важно не только изучать Священные Книги ради понимания Откровения, но и заучивать наизусть те фразы из Писания, которые в критический момент могут оказаться самым настоящим спасительным кругом, извлекающим из морока бесовского искушения!