Евангелие от Матфея, Глава 4, стихи 1-11. Комментирует - протоиерей Павел Великанов
Москва - 100,9 FM
* Поделиться

Евангелие от Матфея, Глава 4, стихи 1-11

Читает и комментирует протоиерей Павел Великанов

Здравствуйте, с вами протоиерей Павел Великанов. Среди евангельских эпизодов история с искушением Христа в пустыне, сразу после Крещения от Иоанна, всякий раз меня по-особенному захватывает. Не только своей чёткой трёхступенчатой структурой, но и целым рядом деталей, о которых хочется снова и снова размышлять. Но для начала давайте послушаем отрывок из 4-й главы Евангелия от Матфея, который сегодня читается в православных храмах за богослужением.

Глава 4.

01 Тогда Иисус возведен был Духом в пустыню, для искушения от диавола,

02 и, постившись сорок дней и сорок ночей, напоследок взалкал.

03 И приступил к Нему искуситель и сказал: если Ты Сын Божий, скажи, чтобы камни сии сделались хлебами.

04 Он же сказал ему в ответ: написано: не хлебом одним будет жить человек, но всяким словом, исходящим из уст Божиих.

05 Потом берет Его диавол в святой город и поставляет Его на крыле храма,

06 и говорит Ему: если Ты Сын Божий, бросься вниз, ибо написано: Ангелам Своим заповедает о Тебе, и на руках понесут Тебя, да не преткнешься о камень ногою Твоею.

07 Иисус сказал ему: написано также: не искушай Господа Бога твоего.

08 Опять берет Его диавол на весьма высокую гору и показывает Ему все царства мира и славу их,

09 и говорит Ему: всё это дам Тебе, если, пав, поклонишься мне.

10 Тогда Иисус говорит ему: отойди от Меня, сатана, ибо написано: Господу Богу твоему поклоняйся и Ему одному служи.

11 Тогда оставляет Его диавол, и се, Ангелы приступили и служили Ему.

Хочется отметить несколько моментов в истории искушения Христа. Первый то, что Иисус был приведён к дьяволу для искушения. И сразу вопрос: а что, дьявол раньше «обходил стороной» Иисуса? Разве он не пробовал тем или иным образом «подставить подножку», как это он делает с любым человеком?

Иисуса Дух именно приводит на искушение, а ведь это полная противоположность словам молитвы «Отче наш» — где мы просим «не ввести нас во искушение». Иисус как раз «вводится» в искушение, что говорит о крайней важности того, что должно было произойти дальше.

Второй момент очень интересно подмечает святитель Григорий Двоеслов. Вот как он описывает своего рода «генезис соблазна»: «искушение совершается тремя способами: наущением, услаждением и согласием. И мы, когда подвергаемся искушению, тогда большей частью впадаем в услаждение или даже в согласие с грехом, потому что, распространённые от греховной плоти, мы сами в себе носим источник греха. Но Бог, воплотившийся в утробе Девы, пришёл в мир без греха. Поэтому Он мог быть искушаем только наущением, но услаждение грехом не убило души Его. И потому всё диавольское искушение извне не проникало внутрь».

Из этих слов святителя можно сделать очень важный вывод: если бы Христос не прошёл через искушение от сатаны, причём находясь в крайне уязвимом положении после столь продолжительного поста, то Его человеческая природа не «обучилась» бы стойкости к любой попытке диавола сбить с правильного пути. Да, в отличие от нас Спасителя было невозможно затащить в грех приманкой удовольствия, в Нём не было той «пробоины греха», в которую, словно в воронку, увлекает любого поиск удовольствия. Но до того, как оказаться на краю этой воронки, человек искушается «наущением», то есть помыслами, подталкивающими к падению. Если на уровне помысла отсекать попытки диавола пробиться к нашему сердцу, то дальше у греха не будет никакой возможности пускать глубокие корни сначала в сердце, а потом и провоцировать к действиям.

И последний, третий важный момент. Христос не спорит с искушающими словами диавола. Он не пытается его переубедить, показать несостоятельность предложения или с презрением оттолкнуть соблазн. Спаситель просто опирается на слова Божественного Писания и выставляет их как щит, об который тотчас разбиваются самые мощные дьявольские атаки. И это очень важный навык, который каждый из нас призван развивать. Диавол, этот величайший наглец и хитрец, в любом споре уложит каждого из нас на лопатки, но вот с Писанием состязаться он не сможет.
Так что, дорогие друзья, важно не только изучать Священные Книги ради понимания Откровения, но и заучивать наизусть те фразы из Писания, которые в критический момент могут оказаться самым настоящим спасительным кругом, извлекающим из морока бесовского искушения!

Друзья! Поддержите выпуски новых программ Радио ВЕРА!
Вы можете стать попечителем радио, установив ежемесячный платеж. Будем вместе свидетельствовать миру о Христе, Его любви и милосердии!