Евангелие от Матфея, Глава 4, стихи 1-11
Победа не всегда достаётся сразу. Случается, что превосходство одного противника над другим достигается в несколько этапов. Но начинается поражение одного и торжество другого с внутренних переживаний. Это хорошо видно на примере эпизода из романа Толкина «Властелин колец», когда некоронованный ещё Арагорн заглядывает в шар-палантир и встречает там взгляд ужасающего Саурона. Доброму герою удаётся выстоять перед мощью злого духа, и тот отступает. Так начинается путь Саурона к сокрушительному поражению.
Многие сюжетные ходы Толкин брал из библейского повествования. Упомянутый эпизод исключением не является. В основании мысленного и духовного противостояния Арагорна и Саурона лежит знаменитый евангельский рассказ об искушении Иисуса Христа в пустыне. После крещения в водах Иордана Господь отправляется в безлюдное место, где находится сорок дней и ночей, соблюдая строгий пост. Сорок — не случайное число. Сорок лет Бог водил израильский народ по пустыне, очищая избранных Им людей от лжи идолопоклонства.
Христу не нужно было ни от чего очищаться — Он был свят и чист изначально. Но желая в полной мере пройти все испытания и невзгоды, выпадающие на долю человека, Сын Божий выбирает путь поста. В тот момент, когда физические силы практически оставили Христа, Ему явился дьявол, решивший воспользоваться моментом слабости, чтобы спровоцировать Господа Иисуса на нравственное падение.
Злой дух поочерёдно предлагает Христу три любимых своих греха: тщеславие, гордость и властолюбие. Усиливая воздействие искушений, дьявол превратно цитирует Священное Писание. Сначала он предлагает Спасителю превратить камни в хлебы. Но не для того, чтобы кого-то накормить, а чтобы просто продемонстрировать могущество. Затем Христу предлагается сброситься с крыши храма Соломона и вынудить ангелов поймать Сына Божьего, не дать Ему разбиться.
Наконец, наступает время для третьего искушения. Сатана показывает Господу Иисусу все царства мира и соглашается передать над ними власть Сыну Божьему, если Тот признает над Собой господство повелителя злых духов. О чём говорит нам данная деталь евангельского повествования? О том, что упомянутые правители и царства уже находятся во власти дьявола. Земные цари не выдержали, в отличие от Христа, искушения — пошли по пути тщеславия, гордости и властолюбия. В результате — они оказались слугами сатаны.
Христос же не нуждался в суетном поклонении толп и преходящей славе мира сего. Не притягивала Его и власть земная, природа которой была Сыну Божьему прекрасно известна. В конечном счёте, именно непостоянство человеческого поклонения и приведёт Спасителя на Голгофу. Но то будет следствием заблуждения людей — Христос же не давал для возникновения подобных настроений никакого повода.
Чему учит нас прозвучавшее Евангелие? В первую очередь тому, что надеяться нужно на Бога. Только Он никогда нас не бросит и не предаст. В отличие от даже самых близких друзей или коллег. Случаются в жизни ситуации, когда даже наиболее верные, казалось бы, люди могут дрогнуть и отступить, но Христос, выдержавший все искушения дьявола, никогда так не поступит. Спаситель всегда присутствует рядом с тем, кто верит в Него. Присутствует и в дни радости, и в моменты горя, утешая и поддерживая духовно человека, нуждающегося в помощи и поддержке. И только в союзе со Христом сможем мы победить дьявола, главного противника рода человеческого.