Евангелие дня - Радио ВЕРА
Москва - 100,9 FM

Евангелие от Матфея, Глава 3, стихи 13-17

Выбор комментатора
Читает и комментирует
протоиерей Павел Великанов
Выбор комментатора
Читает и комментирует
священник Антоний Борисов.
Евангелие от Матфея, Глава 3
Читать далее
протоиерей Павел ВеликановЧитает и комментирует протоиерей Павел Великанов

Здравствуйте, с вами протоиерей Павел Великанов. В Евангелии есть несколько эпизодов, которые для любого хоть немного осведомлённого в ветхозаветной религии звучат парадоксально, если не абсурдно. И сегодня в храмах мы слышим отрывок из 3-й главы Евангелия от Матфея, где в том числе именно о таком случае и идёт речь. Давайте послушаем.

Глава 3.

13 Тогда приходит Иисус из Галилеи на Иордан к Иоанну креститься от него.

14 Иоанн же удерживал Его и говорил: мне надобно креститься от Тебя, и Ты ли приходишь ко мне?

15 Но Иисус сказал ему в ответ: оставь теперь, ибо так надлежит нам исполнить всякую правду. Тогда Иоанн допускает Его.

16 И, крестившись, Иисус тотчас вышел из воды,- и се, отверзлись Ему небеса, и увидел Иоанн Духа Божия, Который сходил, как голубь, и ниспускался на Него.

17 И се, глас с небес глаголющий: Сей есть Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение.

Возглас Иоанна, полный изумления, при встрече с грядущим креститься Иисусом, совершенно закономерен: ведь к нему шли грешники, то есть преступники закона Моисея, которые хотели в крещальной воде положить начало новой жизни, «обнулить» свои преступления, лишить их права и власти держать в своём плену грешника. Естественно, Иисусу, за всю жизнь не преступившему и самой малой части Закона, нечего было «обнулять». Именно это и хотел выразить Иоанн словами: «Тебе ли креститься от меня? Наоборот, это Ты меня должен крестить!»

Ответ Христа о том, что: «оставь теперь — так надлежит нас исполнить всякую правду» — очень интересен. По факту, Иисус... подыгрывает Иоанну: Он, будучи безгрешен, идёт вместе с остальным народом креститься — словно бы имел в этом нужду. «Оставь теперь» — значит, не ломай ради Меня те правила, которые однажды установлены и всем понятны: любой человек грешит, значит, каждый требует крещального омовения, значит, если ты — человек, то должен креститься!

Правда, о которой говорит Иисус, заключалась в том, что Безгрешный Агнец должен был принять на себя образ раба — то есть обычного, грешного человека. И на протяжение евангельской истории мы снова и снова будет встречаться с этим умалением Христовой непорочности и всевластия: и в умовении ног ученикам, и в падении под ношей Креста, и в Гефсиманском молении перед нами снова и снова живой, настоящий человек, а не какой-то «супергерой» или античное мифическое божество.

И это сознательное умаление Христа в принятии крещения тотчас получает ответ свыше: как пишет евангелист, «отверзаются Небеса», и пророк видит в образе голубя Дух Божий, нисходящий на Иисуса, и слышит Глас, свидетельствующий об Иисусе: «да, Он — долгожданный Мессия!»

Сегодняшний праздник Богоявления, или Крещения Господня — один из самых любимых православным народом. И дело не только в том, что из храма мы уносим великую святыню — агиасму, крещенскую воду. И не только потому, что на водоёмах толпятся желающие именно в этот день приобщиться архаическим ритуалам омовения, даже не осознавая этого. Главное, что греет сердце сегодня, — это ещё одно напоминание о том, насколько же Бог, явившийся в человеческом образе, ненавязчив, тих и деликатен!

Читать далее
Читает и комментирует священник Антоний Борисов.

«Почему люди так любят изучать своё прошлое, свою историю? Вероятно, потому же, почему человек, споткнувшись с разбега, любит, поднявшись, оглянуться на место своего падения». Эти замечательные слова принадлежат настоящему классику отечественной исторической науки — Василию Ключевскому. В письмах историка можно найти много иных афоризмов. Василий Осипович был человеком острым на язык, но в то же время глубоко верующим. И всякий раз он очень переживал, когда понимал, что кого-то обидел неосторожным высказыванием.

Но вернёмся к цитате. Зачем она нам понадобилась? Дело в том, что понять прозвучавшее евангельское чтение невозможно без знания исторического контекста. А он, в свою очередь, объясняет, почему миссия пророка Иоанна не была принята современниками. Впрочем, как и миссия Иисуса Христа. Ну что же — приступим.

Ко времени начала новозаветных событий израильское общество находилось в довольно непростом положении. Римская оккупация разделила иудеев в плане отношения к окружающей действительности. Одни шли на компромисс с захватчиками и получали за это различные преференции от государства (саддукеи, например). Другие — создавали подпольные ячейки силового сопротивления (речь про зилотов). Третьи же — удалялись в пустынные места, где образовывали коммуны полумонашеского образа жизни (как ессеи). Из среды последних и происходил исторически пророк Иоанн. Однако его проповедь и миссия значительно превосходили аскетические идеалы иудеев-пустынников.

Иоанн Креститель являлся истинным посланником Божиим, которому были открыты вещи, не доступные обыкновенной религиозной интуиции. Предтеча обладал настоящим боговидением — качеством, позволившем ему среди толп паломников разглядеть Того Самого Человека — посланного Отцом Небесным Спасителя. Евангелие говорит нам о событии мгновенного узнавания, что было бы просто невозможно без помощи благодати Господа.

Иоанн сразу же признаёт главенство Христа и проявляет по отношению к Нему полное послушание. Даже в том случае, если требуемые Спасителем действия не соответствовали представлениям пророка, он готов был их исполнить. Речь, в первую очередь, об обряде крещения. В данном случае Писание имеет в виду не таинство крещения, а обряд, который иудеи совершали в знак покаяния за содеянные грехи. Омовение совершалось обычно самостоятельно. Если же обряд осуществлял над иудеем его соплеменник, то такое действие выражало ещё и духовное преклонение, подчинение авторитету совершителя омовения.

Христос, таким образом, подчиняется во время крещения пророку Иоанну. Но зачем? Тем самым Сын Божий выражает готовность служить не Предтече лично, а всему роду человеческому. Бог явился во плоти не для того, чтобы царствовать, но, чтобы положить жизнь Свою за всех людей, открыв для них путь в Царство Небесное. Желание Иисуса креститься для Иоанна сначала оставалось непонятным. Но он смиряется, услышав слова Христа — «нам нужно исполнить всякую правду», прежде всего — правду Божию, стать частью попечения Господа о мире.

Предтеча крестит Спасителя и тут же ощущает результат своих действий. Иоанн первым из людей узнаёт Откровения Бога о Себе Самом. Человечеству в лице Крестителя становится известным, что Господь есть Троица: Отец, Сын и Дух Святой. Сын стоял в водах Иордана, Отец свидетельствовал голосом с Небес, а Дух в виде голубя ниспускался на Сына. Вот почему праздник Крещения Господня называется также Богоявлением.

Учение о Боге-Троице имеет не только возвышенный, но и вполне практический смысл. Рассуждая над тайной триединого Бога, мы неминуемо начинаем говорить о любви. Любви, объединяющей Троицу и изливающейся на всех людей. Впрочем, дарованная нам Божественная любовь, не действует сам по себе, но требует от нас старания и усилий, приложенных не только в области личной аскетики, но и в области межчеловеческих отношений.

Спаситель не говорит — мне надлежит исполнить правду. Он, обращаясь к Предтече, произносит — нам надлежит. Тем самым, Христос указывает, что Его миссия возможна только в соработничестве с людьми. Ведь где двое или трое собраны во имя Господа Иисуса, там невидимо присутствует и Он Сам. Потому не нужно страшиться жить по заповедям Божиим, проявляя понимание и милосердие к окружающим. Ведь с теми, кто следует правде Господней, всегда рядом находится укрепляющий и помогающий Христос. И нет для человека счастья больше, чем стать со-работником Спасителя в продолжении Его миссии на земле.

С праздником! С Богоявлением — Крещением Господним!

Читать далее
Друзья! Поддержите выпуски новых программ Радио ВЕРА!
Вы можете стать попечителем радио, установив ежемесячный платеж. Будем вместе свидетельствовать миру о Христе, Его любви и милосердии!
19.01.2024пятница
Слушать на мобильном

Скачайте приложение для мобильного устройства и Радио ВЕРА будет всегда у вас под рукой, где бы вы ни были, дома или в дороге.

Слушайте подкасты в iTunes и Яндекс.Музыка, а также смотрите наши программы на Youtube канале Радио ВЕРА.

Мы в соцсетях
ОКВКТвиттерТГ