Изменение жизни — с чего оно начинается? Как сделать первые твёрдые шаги на этом пути. Ответ на этот вопрос находим в отрывке из 20-й главы Евангелия от Луки, который звучит сегодня за богослужением в православных храмах. Давайте послушаем.
Слушатели Христа сразу же поняли, на кого намекает Господь, рассказывая притчу. Злые виноградари — это во многом сами иудеи. И подтверждением этому служит их история. Сколько раз Бог посылал Своему народу пророков, и люди не слушали их. Не просто игнорировали, но зачастую насмехались, гнали и даже убивали. Поэтому, говорит Спаситель, и с обещанным Мессией вы поступите также. И для вас это обернётся большой трагедией. На какое-то время вы потеряете себя, потеряете свою идентичность.
Весьма примечательна реакция слушателей. Они восклицают: «да не будет». То есть, «да не случится этого с нами». Этот возглас можно понимать не как покаяние и готовность измениться. Но в первую очередь как возражение Христу. «Всё не так, это не про нас и не имеет к нам никакого отношения; Ты изображаешь не наше прошлое и не наше будущее; мы не имеем ничего общего с этим рассказом».
Перед нами очень примечательный духовный феномен. Иудеи отрицают очевидное. Факты налицо, но они отказываются их принять. Их ум оказывается неспособным осуществить базовую мыслительную операцию: проследить цепочку причинно-следственных отношений между событиями прошлого и настоящего, примерить сказанное на себя и спрогнозировать своё будущее. Вместо этого они погружены в свои негативные эмоции. Внутри у них возмущение, сопротивление и гнев. Иудеи полностью растворились в своих чувствах. Идут у них на поводу.
Для животных такое состояние — норма. Говоря простым языком, они воспринимают мир вспышками, эпизодами. Не устанавливают между событиями причинно-следственные связи. Не способны к абстрактному мышлению, но живут инстинктами. Животные не видят и не осознают себя со стороны.
Однако для человека такое клиповое, эмоционально-чувственное восприятие действительности — нередко сродни безумию и одержимости. Мы становимся ведомы животными инстинктами. Все наши мысли лишь о том, как поесть, поспать, продолжить род и как можно комфортней и безопасней устроиться в этом мире. Есть разные термины, которыми обозначают подобное состояние. «Жизнь по закону плоти», «помрачение ума», «сердечное окаменение», «духовная смерть».
Суть этого состояния в том, что мы оказываемся неспособными видеть себя со стороны. Неспособными видеть свою историю. Поэтому мы так часто перекладываем ответственность за свои ошибки на окружающих. Виним в своих бедах и проблемах людей, обстоятельства, Бога. Живём в состоянии вражды годами и страдаем от этого. Так мы постепенно теряем себя. Теряем свою идентичность. Жизнь становится плоская, мелкая, блёклая и лишённая глубокого смысла.
Как же нам вернуться к самим себе? Нам необходимо приобрести то, что отличает нас от животных. Дух Божий! Лишь Он способен поднять нас над пучиной чувств и вернуть к человеческой жизни. Преподобный Макарий Египетский пишет так по этому поводу: «Как тело без души мертво и не может ничего делать, так без небесной души, без Духа Божия, и душа мертва для Царства, и без Духа не может делать того, что Божие».
И сегодняшнее Евангелие подсказывает, с чего необходимо начать. Для начала честно и без прикрас рассказать себе историю своей жизни. Принять тот факт, что я далеко не ангел. Во мне есть и светлое, и тёмное. Признать это перед собой, Богом и духовником на исповеди. А после при помощи Евангелия спрогнозировать новую модель поведения. И стараться равняться на неё во всех своих делах. Это и называется покаяние. Именно с него начинается духовная жизнь. С него начинается новая история моей души.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
Читать далееЗдравствуйте, дорогие радиослушатели! С вами доцент МДА, священник Стефан Домусчи. Для современного человека очень важна свобода. Все люди, как говорит декларация ООН о правах человека, обладают равным достоинством и каждый может или по крайней мере хочет распоряжаться своей жизнью сам. Но так ли всё это на самом деле? Ответ на этот вопрос звучит в отрывке из 20-й главы Евангелия от Луки, который звучит сегодня в храмах во время богослужения. Давайте его послушаем.
Общеизвестно, что ребёнок в течение первых лет жизни узнаёт о мире чуть ли ни больше, чем за всю оставшуюся жизнь. Незаметно, познавая окружающую действительность, мы учимся жить в мире по его правилам: открываем законы природы, привыкаем рассчитывать собственные силы, сталкиваемся с опасностями и стараемся их избегать. Взрослея, мы развиваем навыки, но уже практически автоматически не переходим границ дозволенного миром. Мы свободны, но в рамках, которые он нам ставит. Иногда случаются ситуации, когда законы мироздания приводят к трагедиям, и мы спрашиваем: могло ли быть всё иначе? Но зачастую мир принимается нами таким, каков он есть, и мы просто всё учитываем. Всё это так на уровне физики, химии, биологии... на уровне материальном.
В свою очередь духовный мир устроен иначе, в нём значительно больше свободы. В сегодняшнем чтении мы слышим о ней прикровенно, из притчи. Хозяин виноградника сажает виноград, отдаёт его в распоряжение работникам и отлучается на долгое время. Для тех, кто слушает Христа, очевидно, что речь идёт о Боге, Который буквально создал себе народ из потомков Авраама, Исаака и Иакова, дал заповеди и поставил первосвященниками и правителями тех, кто должен будет заботиться о том, чтобы жизнь народа была плодотворной. Заповеди были даны старейшинам народа как законы духовной жизни, они походили на поручения виноградарям и должны были привести к хорошему урожаю. Но применять их люди должны были сами. Иногда Бог посылал им пророков, но не приходил Сам для того, чтобы оставить им свободу. Но означало ли это Его невмешательство, что законы и правила перестали существовать? Очевидно, нет. Если человек отвергает законы мироздания, как первосвященники и старейшины отвергли Христа, это не значит, что у него всё получится, ведь законы остаются законами.
Можно решить, что притча о винограднике имеет отношение только к тем, кто слушал Христа, а для нас является лишь иллюстрацией их упрямства и гордости. Но на самом деле она о нас. Мы являемся работниками в винограднике собственной души. Иногда нам кажется, что мы можем жить, как хотим, но на самом деле Бог, как хозяин виноградника, просто даёт нам свободу, у которой, как и у свободы в мире физическом, есть свои рамки.
Радость от сегодняшнего отрывка в том, что законы духовной жизни как и то, какими должны быть её плоды, открываются нам во Христе. Он приходит не только спросить нас о плодах нашей жизни, Спаситель готов работать над нами вместе с нами. Он готов стать основой нашей жизни, готов научить нас свободе для того, чтобы всё, что мы делаем было по-настоящему прекрасным.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
Читать далее
священник Дмитрий Барицкий