Евангелие от Луки, Глава 20, стихи 9-18. Комментирует - Дмитрий Барицкий
Москва - 100,9 FM

Евангелие от Луки, Глава 20, стихи 9-18

Поделиться Поделиться
Читает и комментирует священник Дмитрий Барицкий

Изменение жизни — с чего оно начинается? Как сделать первые твёрдые шаги на этом пути. Ответ на этот вопрос находим в отрывке из 20-й главы Евангелия от Луки, который звучит сегодня за богослужением в православных храмах. Давайте послушаем.

Глава 20.

09 И начал Он говорить к народу притчу сию: один человек насадил виноградник и отдал его виноградарям, и отлучился на долгое время;

10 и в свое время послал к виноградарям раба, чтобы они дали ему плодов из виноградника; но виноградари, прибив его, отослали ни с чем.

11 Еще послал другого раба; но они и этого, прибив и обругав, отослали ни с чем.

12 И еще послал третьего; но они и того, изранив, выгнали.

13 Тогда сказал господин виноградника: что мне делать? Пошлю сына моего возлюбленного; может быть, увидев его, постыдятся.

14 Но виноградари, увидев его, рассуждали между собою, говоря: это наследник; пойдем, убьем его, и наследство его будет наше.

15 И, выведя его вон из виноградника, убили. Что же сделает с ними господин виноградника?

16 Придет и погубит виноградарей тех, и отдаст виноградник другим. Слышавшие же это сказали: да не будет!

17 Но Он, взглянув на них, сказал: что значит сие написанное: камень, который отвергли строители, тот самый сделался главою угла?

18 Всякий, кто упадет на тот камень, разобьется, а на кого он упадет, того раздавит.

Слушатели Христа сразу же поняли, на кого намекает Господь, рассказывая притчу. Злые виноградари — это во многом сами иудеи. И подтверждением этому служит их история. Сколько раз Бог посылал Своему народу пророков, и люди не слушали их. Не просто игнорировали, но зачастую насмехались, гнали и даже убивали. Поэтому, говорит Спаситель, и с обещанным Мессией вы поступите также. И для вас это обернётся большой трагедией. На какое-то время вы потеряете себя, потеряете свою идентичность.

Весьма примечательна реакция слушателей. Они восклицают: «да не будет». То есть, «да не случится этого с нами». Этот возглас можно понимать не как покаяние и готовность измениться. Но в первую очередь как возражение Христу. «Всё не так, это не про нас и не имеет к нам никакого отношения; Ты изображаешь не наше прошлое и не наше будущее; мы не имеем ничего общего с этим рассказом».

Перед нами очень примечательный духовный феномен. Иудеи отрицают очевидное. Факты налицо, но они отказываются их принять. Их ум оказывается неспособным осуществить базовую мыслительную операцию: проследить цепочку причинно-следственных отношений между событиями прошлого и настоящего, примерить сказанное на себя и спрогнозировать своё будущее. Вместо этого они погружены в свои негативные эмоции. Внутри у них возмущение, сопротивление и гнев. Иудеи полностью растворились в своих чувствах. Идут у них на поводу.

Для животных такое состояние — норма. Говоря простым языком, они воспринимают мир вспышками, эпизодами. Не устанавливают между событиями причинно-следственные связи. Не способны к абстрактному мышлению, но живут инстинктами. Животные не видят и не осознают себя со стороны.

Однако для человека такое клиповое, эмоционально-чувственное восприятие действительности — нередко сродни безумию и одержимости. Мы становимся ведомы животными инстинктами. Все наши мысли лишь о том, как поесть, поспать, продолжить род и как можно комфортней и безопасней устроиться в этом мире. Есть разные термины, которыми обозначают подобное состояние. «Жизнь по закону плоти», «помрачение ума», «сердечное окаменение», «духовная смерть».

Суть этого состояния в том, что мы оказываемся неспособными видеть себя со стороны. Неспособными видеть свою историю. Поэтому мы так часто перекладываем ответственность за свои ошибки на окружающих. Виним в своих бедах и проблемах людей, обстоятельства, Бога. Живём в состоянии вражды годами и страдаем от этого. Так мы постепенно теряем себя. Теряем свою идентичность. Жизнь становится плоская, мелкая, блёклая и лишённая глубокого смысла.

Как же нам вернуться к самим себе? Нам необходимо приобрести то, что отличает нас от животных. Дух Божий! Лишь Он способен поднять нас над пучиной чувств и вернуть к человеческой жизни. Преподобный Макарий Египетский пишет так по этому поводу: «Как тело без души мертво и не может ничего делать, так без небесной души, без Духа Божия, и душа мертва для Царства, и без Духа не может делать того, что Божие».

И сегодняшнее Евангелие подсказывает, с чего необходимо начать. Для начала честно и без прикрас рассказать себе историю своей жизни. Принять тот факт, что я далеко не ангел. Во мне есть и светлое, и тёмное. Признать это перед собой, Богом и духовником на исповеди. А после при помощи Евангелия спрогнозировать новую модель поведения. И стараться равняться на неё во всех своих делах. Это и называется покаяние. Именно с него начинается духовная жизнь. С него начинается новая история моей души.


Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов

Друзья! Поддержите выпуски новых программ Радио ВЕРА!
Вы можете стать попечителем радио, установив ежемесячный платеж. Будем вместе свидетельствовать миру о Христе, Его любви и милосердии!