Евангелие дня - Радио ВЕРА
Москва - 100,9 FM

Евангелие от Луки, Глава 19, стихи 12-28

Выбор комментатора
Читает и комментирует
протоиерей Павел Великанов
Выбор комментатора
Читает и комментирует
священник Антоний Борисов
Евангелие от Луки, Глава 19
Читать далее
протоиерей Павел ВеликановЧитает и комментирует протоиерей Павел Великанов

Здравствуйте, с вами протоиерей Павел Великанов. Каждый из нас оказывался в ситуации, когда при прощании с очень дорогими людьми надо сказать нечто крайне важное, быть может — самое главное, такое, о чём в иной ситуации едва ли уместно говорить.

Отрывок из 19-й главы Евангелия от Луки, который читается сегодня в храмах за богослужением — именно такой: это последняя, завершительная притча Иисуса перед Его входом в Иерусалим на крестные страдания. Давайте послушаем.

Глава 19.

12 Итак сказал: || некоторый человек высокого рода отправлялся в дальнюю страну, чтобы получить себе царство и возвратиться;

13 призвав же десять рабов своих, дал им десять мин и сказал им: употребляйте их в оборот, пока я возвращусь.

14 Но граждане ненавидели его и отправили вслед за ним посольство, сказав: не хотим, чтобы он царствовал над нами.

15 И когда возвратился, получив царство, велел призвать к себе рабов тех, которым дал серебро, чтобы узнать, кто что приобрел.

16 Пришел первый и сказал: господин! мина твоя принесла десять мин.

17 И сказал ему: хорошо, добрый раб! за то, что ты в малом был верен, возьми в управление десять городов.

18 Пришел второй и сказал: господин! мина твоя принесла пять мин.

19 Сказал и этому: и ты будь над пятью городами.

20 Пришел третий и сказал: господин! вот твоя мина, которую я хранил, завернув в платок,

21 ибо я боялся тебя, потому что ты человек жестокий: берешь, чего не клал, и жнешь, чего не сеял.

22 Господин сказал ему: твоими устами буду судить тебя, лукавый раб! ты знал, что я человек жестокий, беру, чего не клал, и жну, чего не сеял;

23 для чего же ты не отдал серебра моего в оборот, чтобы я, придя, получил его с прибылью?

24 И сказал предстоящим: возьмите у него мину и дайте имеющему десять мин.

25 И сказали ему: господин! у него есть десять мин.

26 Сказываю вам, что всякому имеющему дано будет, а у неимеющего отнимется и то, что имеет;

27 врагов же моих тех, которые не хотели, чтобы я царствовал над ними, приведите сюда и избейте предо мною.

28 Сказав это, Он пошел далее, восходя в Иерусалим.

Что же скрывает в себе сказанная Иисусом притча? Давайте разбираться.

Прежде всего, кто подразумевается под образом главного героя — некий человек «высокого рода», который отправляется в «дальнюю страну» с целью получения царства? Это — Сам Христос Спаситель, Который уже совсем скоро отправится в «страну мёртвых» — чтобы, вернувшись оттуда — воскресшим — «вернуть себе» царство живых. Именно так понимают и святитель Иоанн Златоуст, и Григорий Великий. Злобные граждане, которые не хотят его возвращения — иудеи, надеявшиеся, что с насильственной смертью Того, Кого они воспринимали как «смутьяна» и «провокатора», брожения в народе закончатся. И теперь мы подходим к самому интересному: кто же такие рабы, получившие деньги для того, чтобы потом вернуть дохода? Кто такой «раб»? Тот, кто находится в определённых отношениях со своим господином, связан с ним. Если господин — Христос, то его рабы — все мы, христиане, подписавшие своим Крещением договор с Ним: мы — Его, мы теперь уже не принадлежим сами себе, у нас есть Небесный Господин.

Деньги, которые выдаются каждому рабу, — это всё то, что находится в нашем распоряжении: наше тело и душа, наши способности, наше время — одним словом, вся «плоть бытия», в которой и которой мы живём. И не только «живём», но и ежеминутно «распоряжаемся» — куда что направить, на что потратить, во что «инвестировать». Злой раб, спрятавший в платочке деньги и потом возвративший их же господину, — человек, затаивший обиду и скрытую нелюбовь к своему господину — и отказавшийся развивать данный ему капитал. Он — прообраз Ивана Карамазова, «возвращающего свой билет» Господу Богу. Он не принимает этот мир, он отказывается вступать в отношения с Хозяином бытия — он противопоставляет себя Господину — тем самым обрекая себя на отчуждение, исключение из круга «своих». Он не умеет любить — то есть доверять, идти на риск, надеяться на милость — он может только бояться и придумывать, как бы минимизировать возможные претензии Господина к себе. Эта фигура в притче — образ человека, уже носящего ад в своей душе, схлопнувшейся, закрытой по отношению к Богу.

Те рабы, которые не побоялись вложить деньги в разные дела, — и получившие прибыль — становятся крупными начальниками, поставленными царём. Другими словами, тот опыт, который мы приобретаем через развитие данных Богом даров, всего лишь «тренировочная площадка» по развитию способностей души, которые останутся с нами в вечности.

В завершение мне хочется поделиться одной историей. Как-то некой женщине приснился сон, что за прилавком магазина вместо продавца стоял Господь Бог.

— Боже! Неужели это — ты?!

— Да, Я, — ответил Бог.

— А что у Тебя можно купить?

— Всё, — был ответ.

— Тогда дай мне здоровья, счастья, любви, успеха, и много-много денег!

Бог улыбнулся и куда-то ушёл. Вскоре Он вернулся... с очень маленькой коробочкой.

— Как, это всё?! — с недоумением воскликнула женщина.

— Да, — ответил Бог, — разве ты не знала, что у Меня продаются только семена?...


Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов

Читать далее
Читает и комментирует священник Антоний Борисов

В наследии христианского писателя Клайва Льюиса нашлось место для повести-притчи — «Кружной путь или блуждания паломника». Главный герой, юноша Джон, живёт в стране Пуритании, где все почитают строгого Хозяина. Которого, правда, никто не видел, но все знают, что Хозяин строг и с лёгкостью наказывает людей за их ошибки. Чем-то произведение Льюиса напоминает отрывок из девятнадцатой главы Евангелия от Луки, который читается сегодня утром во время богослужения. Давайте послушаем его.

Глава 19.

12 Итак сказал: || некоторый человек высокого рода отправлялся в дальнюю страну, чтобы получить себе царство и возвратиться;

13 призвав же десять рабов своих, дал им десять мин и сказал им: употребляйте их в оборот, пока я возвращусь.

14 Но граждане ненавидели его и отправили вслед за ним посольство, сказав: не хотим, чтобы он царствовал над нами.

15 И когда возвратился, получив царство, велел призвать к себе рабов тех, которым дал серебро, чтобы узнать, кто что приобрел.

16 Пришел первый и сказал: господин! мина твоя принесла десять мин.

17 И сказал ему: хорошо, добрый раб! за то, что ты в малом был верен, возьми в управление десять городов.

18 Пришел второй и сказал: господин! мина твоя принесла пять мин.

19 Сказал и этому: и ты будь над пятью городами.

20 Пришел третий и сказал: господин! вот твоя мина, которую я хранил, завернув в платок,

21 ибо я боялся тебя, потому что ты человек жестокий: берешь, чего не клал, и жнешь, чего не сеял.

22 Господин сказал ему: твоими устами буду судить тебя, лукавый раб! ты знал, что я человек жестокий, беру, чего не клал, и жну, чего не сеял;

23 для чего же ты не отдал серебра моего в оборот, чтобы я, придя, получил его с прибылью?

24 И сказал предстоящим: возьмите у него мину и дайте имеющему десять мин.

25 И сказали ему: господин! у него есть десять мин.

26 Сказываю вам, что всякому имеющему дано будет, а у неимеющего отнимется и то, что имеет;

27 врагов же моих тех, которые не хотели, чтобы я царствовал над ними, приведите сюда и избейте предо мною.

28 Сказав это, Он пошел далее, восходя в Иерусалим.

Герои упомянутой притчи Льюиса боятся Хозяина и живут по строгим правилам. Их-то главный герой, юноша Джон, и нарушил, а потому решился на побег. Чтобы скрыться от Хозяина и Его наказания. Странствия заставили героя Льюиса измениться к лучшему. Завершилось путешествие Джона в прекрасном месте, рядом с морем. И место это, к удивлению героя, было домом Хозяина.

Джон неожиданно обнаружил, что маршрут его странствия закольцевался, и он почти дошёл до Пуритании, но находится с обратной стороны тех самых высоких гор, где, как все верили, и обитает Хозяин. Сам же Хозяин, к удивлению Джона, не имел ничего общего со строгим прокурором. В Нём герой Льюиса увидел любящего и заботливого отца.

Прозвучавшее чтение из Евангелия от Луки тоже касается нашего восприятия Бога. Бывает, мы становимся пленниками собственного неправильного видения. Благоговея перед величием Бога, мы по какой-то причине наделяем Его чертами властного правителя или холодного судьи. Так поступил герой Льюиса, так поступил и один из героев евангельского повествования — слуга, который скрыл данные ему деньги и не пустил их в дело.

Мины, счётные единицы времён Христа, обозначают большое количество серебра. Хозяин оставил своим слугам разное количество мин. Двое слуг пустили деньги в дело и умножили количество серебра. Третий слуга утаил данные ему монеты, а затем вернул их Хозяину. Вернул с оправданием — «я боялся тебя, потому что ты человек жестокий: берёшь, чего не клал, и жнёшь, чего не сеял». Слугу после произнесения этих слов изгнали из дома Хозяина.

Неужели Бог действительно так жесток? Что плохого совершил третий слуга? Ведь каждый на его месте мог испугаться ответственности и поступить так же. Смысл притчи таков. Хозяин из прозвучавшей истории, на самом деле, не жесток. Он не оставлял слуг без помощи. И первые двое слуг умножили серебро потому, что Бог поддержал их дерзновение. Незаметно для них Он заботился об успехе их дела.

Третий же слуга, по сути, запретил Богу участвовать в своей жизни. Этот человек утаил серебро, которое ему не принадлежало, а потом обвинил Господа в жестокости и неудаче. Так слуга показал, что ему и Хозяину не по пути. И ничего общего с Богом он иметь не хочет. Господь же ждёт от нас иного. Чтобы достичь чего-то доброго в жизни, нужно проявить храбрость — взять имеющиеся возможности, таланты, способности и постараться их умножить. Бог желает, чтобы мы принесли пользу, сделали что-то по-настоящему нужное, стали настоящими личностями. Так мы избежим участи третьего слуги, не станем, как он, заживо мёртвыми, но будем с помощью благодати Божией по-настоящему живыми соработниками Отца Небесного.


Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов

Читать далее
Друзья! Поддержите выпуски новых программ Радио ВЕРА!
Вы можете стать попечителем радио, установив ежемесячный платеж. Будем вместе свидетельствовать миру о Христе, Его любви и милосердии!
08.12.2023пятница
Слушать на мобильном

Скачайте приложение для мобильного устройства и Радио ВЕРА будет всегда у вас под рукой, где бы вы ни были, дома или в дороге.

Слушайте подкасты в iTunes и Яндекс.Музыка, а также смотрите наши программы на Youtube канале Радио ВЕРА.

Мы в соцсетях
ОКВКТвиттерТГ