Здравствуйте, с вами протоиерей Павел Великанов. Каждый из нас оказывался в ситуации, когда при прощании с очень дорогими людьми надо сказать нечто крайне важное, быть может — самое главное, такое, о чём в иной ситуации едва ли уместно говорить.
Отрывок из 19-й главы Евангелия от Луки, который читается сегодня в храмах за богослужением — именно такой: это последняя, завершительная притча Иисуса перед Его входом в Иерусалим на крестные страдания. Давайте послушаем.
Что же скрывает в себе сказанная Иисусом притча? Давайте разбираться.
Прежде всего, кто подразумевается под образом главного героя — некий человек «высокого рода», который отправляется в «дальнюю страну» с целью получения царства? Это — Сам Христос Спаситель, Который уже совсем скоро отправится в «страну мёртвых» — чтобы, вернувшись оттуда — воскресшим — «вернуть себе» царство живых. Именно так понимают и святитель Иоанн Златоуст, и Григорий Великий. Злобные граждане, которые не хотят его возвращения — иудеи, надеявшиеся, что с насильственной смертью Того, Кого они воспринимали как «смутьяна» и «провокатора», брожения в народе закончатся. И теперь мы подходим к самому интересному: кто же такие рабы, получившие деньги для того, чтобы потом вернуть дохода? Кто такой «раб»? Тот, кто находится в определённых отношениях со своим господином, связан с ним. Если господин — Христос, то его рабы — все мы, христиане, подписавшие своим Крещением договор с Ним: мы — Его, мы теперь уже не принадлежим сами себе, у нас есть Небесный Господин.
Деньги, которые выдаются каждому рабу, — это всё то, что находится в нашем распоряжении: наше тело и душа, наши способности, наше время — одним словом, вся «плоть бытия», в которой и которой мы живём. И не только «живём», но и ежеминутно «распоряжаемся» — куда что направить, на что потратить, во что «инвестировать». Злой раб, спрятавший в платочке деньги и потом возвративший их же господину, — человек, затаивший обиду и скрытую нелюбовь к своему господину — и отказавшийся развивать данный ему капитал. Он — прообраз Ивана Карамазова, «возвращающего свой билет» Господу Богу. Он не принимает этот мир, он отказывается вступать в отношения с Хозяином бытия — он противопоставляет себя Господину — тем самым обрекая себя на отчуждение, исключение из круга «своих». Он не умеет любить — то есть доверять, идти на риск, надеяться на милость — он может только бояться и придумывать, как бы минимизировать возможные претензии Господина к себе. Эта фигура в притче — образ человека, уже носящего ад в своей душе, схлопнувшейся, закрытой по отношению к Богу.
Те рабы, которые не побоялись вложить деньги в разные дела, — и получившие прибыль — становятся крупными начальниками, поставленными царём. Другими словами, тот опыт, который мы приобретаем через развитие данных Богом даров, всего лишь «тренировочная площадка» по развитию способностей души, которые останутся с нами в вечности.
В завершение мне хочется поделиться одной историей. Как-то некой женщине приснился сон, что за прилавком магазина вместо продавца стоял Господь Бог.
— Боже! Неужели это — ты?!
— Да, Я, — ответил Бог.
— А что у Тебя можно купить?
— Всё, — был ответ.
— Тогда дай мне здоровья, счастья, любви, успеха, и много-много денег!
Бог улыбнулся и куда-то ушёл. Вскоре Он вернулся... с очень маленькой коробочкой.
— Как, это всё?! — с недоумением воскликнула женщина.
— Да, — ответил Бог, — разве ты не знала, что у Меня продаются только семена?...
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
Читать далееВ наследии христианского писателя Клайва Льюиса нашлось место для повести-притчи — «Кружной путь или блуждания паломника». Главный герой, юноша Джон, живёт в стране Пуритании, где все почитают строгого Хозяина. Которого, правда, никто не видел, но все знают, что Хозяин строг и с лёгкостью наказывает людей за их ошибки. Чем-то произведение Льюиса напоминает отрывок из девятнадцатой главы Евангелия от Луки, который читается сегодня утром во время богослужения. Давайте послушаем его.
Герои упомянутой притчи Льюиса боятся Хозяина и живут по строгим правилам. Их-то главный герой, юноша Джон, и нарушил, а потому решился на побег. Чтобы скрыться от Хозяина и Его наказания. Странствия заставили героя Льюиса измениться к лучшему. Завершилось путешествие Джона в прекрасном месте, рядом с морем. И место это, к удивлению героя, было домом Хозяина.
Джон неожиданно обнаружил, что маршрут его странствия закольцевался, и он почти дошёл до Пуритании, но находится с обратной стороны тех самых высоких гор, где, как все верили, и обитает Хозяин. Сам же Хозяин, к удивлению Джона, не имел ничего общего со строгим прокурором. В Нём герой Льюиса увидел любящего и заботливого отца.
Прозвучавшее чтение из Евангелия от Луки тоже касается нашего восприятия Бога. Бывает, мы становимся пленниками собственного неправильного видения. Благоговея перед величием Бога, мы по какой-то причине наделяем Его чертами властного правителя или холодного судьи. Так поступил герой Льюиса, так поступил и один из героев евангельского повествования — слуга, который скрыл данные ему деньги и не пустил их в дело.
Мины, счётные единицы времён Христа, обозначают большое количество серебра. Хозяин оставил своим слугам разное количество мин. Двое слуг пустили деньги в дело и умножили количество серебра. Третий слуга утаил данные ему монеты, а затем вернул их Хозяину. Вернул с оправданием — «я боялся тебя, потому что ты человек жестокий: берёшь, чего не клал, и жнёшь, чего не сеял». Слугу после произнесения этих слов изгнали из дома Хозяина.
Неужели Бог действительно так жесток? Что плохого совершил третий слуга? Ведь каждый на его месте мог испугаться ответственности и поступить так же. Смысл притчи таков. Хозяин из прозвучавшей истории, на самом деле, не жесток. Он не оставлял слуг без помощи. И первые двое слуг умножили серебро потому, что Бог поддержал их дерзновение. Незаметно для них Он заботился об успехе их дела.
Третий же слуга, по сути, запретил Богу участвовать в своей жизни. Этот человек утаил серебро, которое ему не принадлежало, а потом обвинил Господа в жестокости и неудаче. Так слуга показал, что ему и Хозяину не по пути. И ничего общего с Богом он иметь не хочет. Господь же ждёт от нас иного. Чтобы достичь чего-то доброго в жизни, нужно проявить храбрость — взять имеющиеся возможности, таланты, способности и постараться их умножить. Бог желает, чтобы мы принесли пользу, сделали что-то по-настоящему нужное, стали настоящими личностями. Так мы избежим участи третьего слуги, не станем, как он, заживо мёртвыми, но будем с помощью благодати Божией по-настоящему живыми соработниками Отца Небесного.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
Читать далее
протоиерей Павел Великанов