Евангелие от Луки, Глава 19, стихи 12-28
Здравствуйте, с вами протоиерей Павел Великанов. Каждый из нас оказывался в ситуации, когда при прощании с очень дорогими людьми надо сказать нечто крайне важное, быть может — самое главное, такое, о чём в иной ситуации едва ли уместно говорить.
Отрывок из 19-й главы Евангелия от Луки, который читается сегодня в храмах за богослужением — именно такой: это последняя, завершительная притча Иисуса перед Его входом в Иерусалим на крестные страдания. Давайте послушаем.
Что же скрывает в себе сказанная Иисусом притча? Давайте разбираться.
Прежде всего, кто подразумевается под образом главного героя — некий человек «высокого рода», который отправляется в «дальнюю страну» с целью получения царства? Это — Сам Христос Спаситель, Который уже совсем скоро отправится в «страну мёртвых» — чтобы, вернувшись оттуда — воскресшим — «вернуть себе» царство живых. Именно так понимают и святитель Иоанн Златоуст, и Григорий Великий. Злобные граждане, которые не хотят его возвращения — иудеи, надеявшиеся, что с насильственной смертью Того, Кого они воспринимали как «смутьяна» и «провокатора», брожения в народе закончатся. И теперь мы подходим к самому интересному: кто же такие рабы, получившие деньги для того, чтобы потом вернуть дохода? Кто такой «раб»? Тот, кто находится в определённых отношениях со своим господином, связан с ним. Если господин — Христос, то его рабы — все мы, христиане, подписавшие своим Крещением договор с Ним: мы — Его, мы теперь уже не принадлежим сами себе, у нас есть Небесный Господин.
Деньги, которые выдаются каждому рабу, — это всё то, что находится в нашем распоряжении: наше тело и душа, наши способности, наше время — одним словом, вся «плоть бытия», в которой и которой мы живём. И не только «живём», но и ежеминутно «распоряжаемся» — куда что направить, на что потратить, во что «инвестировать». Злой раб, спрятавший в платочке деньги и потом возвративший их же господину, — человек, затаивший обиду и скрытую нелюбовь к своему господину — и отказавшийся развивать данный ему капитал. Он — прообраз Ивана Карамазова, «возвращающего свой билет» Господу Богу. Он не принимает этот мир, он отказывается вступать в отношения с Хозяином бытия — он противопоставляет себя Господину — тем самым обрекая себя на отчуждение, исключение из круга «своих». Он не умеет любить — то есть доверять, идти на риск, надеяться на милость — он может только бояться и придумывать, как бы минимизировать возможные претензии Господина к себе. Эта фигура в притче — образ человека, уже носящего ад в своей душе, схлопнувшейся, закрытой по отношению к Богу.
Те рабы, которые не побоялись вложить деньги в разные дела, — и получившие прибыль — становятся крупными начальниками, поставленными царём. Другими словами, тот опыт, который мы приобретаем через развитие данных Богом даров, всего лишь «тренировочная площадка» по развитию способностей души, которые останутся с нами в вечности.
В завершение мне хочется поделиться одной историей. Как-то некой женщине приснился сон, что за прилавком магазина вместо продавца стоял Господь Бог.
— Боже! Неужели это — ты?!
— Да, Я, — ответил Бог.
— А что у Тебя можно купить?
— Всё, — был ответ.
— Тогда дай мне здоровья, счастья, любви, успеха, и много-много денег!
Бог улыбнулся и куда-то ушёл. Вскоре Он вернулся... с очень маленькой коробочкой.
— Как, это всё?! — с недоумением воскликнула женщина.
— Да, — ответил Бог, — разве ты не знала, что у Меня продаются только семена?...
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов