Здравствуйте! С вами епископ Переславский и Угличский Феоктист.
Священное Писание постоянно подчёркивает, что есть лишь одна ни с какой иной не сопоставимая сила, и есть лишь один источник жизни — это Бог. Всё же прочее Им создано, и Им существует, как в своё время сказал апостол Павел: «Мы Им живём и движемся, и существуем» (Деян. 17:28). Нет никого, кто имел бы иной источник бытия, а потому ни у кого нет возможности абсолютно отделиться от Бога, потому как невозможно отделиться от собственного бытия, а если говорить о человеке, то бытия мы не можем лишиться даже после физической смерти, об этом также свидетельствует Писание. Сегодня во время литургии в православных храмах звучит отрывок из 8-й главы Евангелия от Луки. В этом отрывке мы услышим о том, что и бесовские силы находятся во власти Бога.
Только что услышанная нами евангельская история затрагивает сразу несколько чрезвычайно важных для нашего спасения тем: она говорит о том печальном состоянии, в которое может впасть человек в удалении от Бога, упоминает оно о непонимании и неприятии обществом вмешательства Бога в жизнь этого общества, здесь же мы услышали о божественной власти Христа, услышали и о слабости тех духовных сил, которые пытаются погубить человека.
Прозвучавший сегодня евангельский отрывок свидетельствует, во-первых, о том, что бесы отвечали Спасителю тогда, когда Он задал им вопрос. Во-вторых, они беспрекословно подчинились в ответ на Его повеление выйти из несчастного человека. В-третьих, само место их нового пребывания — стадо свиней — хоть и было выбрано ими, но вошли бесы в животных лишь после Христова на то повеления.
В итоге же получается очень любопытная картина: те существа, которые могут погубить человека, которые могут сделать любого из нас подобными тому несчастному, который стал главным героем этого евангельского отрывка, оказываются в абсолютном подчинении у Христа. Они не спрашивают у Него про Его власть и силу, они знают, что Он абсолютный Владыка всего мира, в том числе и мира падших духов.
Нам не дано знать, каким образом гадаринский бесноватый оказался в столь бедственном положении, но мы знаем, что освободил его Христос. Собственно, это то знание, которое нам существенно необходимо: Христос может всё, с Ним мы свободны, без Него же мы рискуем быть порабощёнными теми существами, смысл бытия которых состоит лишь в том, чтобы через различные пакости напоминать нам о величии, могуществе и славе Господа Иисуса Христа. Дай Бог, чтобы именно так мы их с их кознями и воспринимали, чтобы все их пакости обращали в молитву к нашему Спасителю, и тогда они нам не будут страшны, ведь мы будем не одни, мы будем со Христом!
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
Читать далееЗдравствуйте, дорогие радиослушатели! С вами священник Стефан Домусчи. Обычно, когда мы говорим о Боге, мы говорим о Нём как о благом и добром. Но может ли Он быть источником страданий? Ответ на этот вопрос мы видим в отрывке из 8-й главы Евангелия от Луки, который звучит сегодня в храмах во время богослужения. Давайте его послушаем.
Обычно, присутствие Иисуса Христа в том или ином месте было связано с проповедью и исцелением больных, то есть с изменением жизни в лучшую сторону, однако сегодняшнее чтение явно начинается с другого. Одержимый человек, которого Господь встретил, приплыв в Гадаринскую страну, не радуется приближению Спасителя, но с ужасом просит не мучить его.
Добрый и воспитанный человек, который хочет сохранить о себе хорошее мнение, в ту же минуту развернулся бы ушёл. Зачем мучить кого-то своим присутствием. Пусть человек живёт себе, как хочет. И только в одной ситуации мы остаёмся: когда понимаем, что от чего-то другого человек сейчас мучается ещё больше и наши действия могут его спасти. Любой из нас, кто когда-нибудь доставал занозу из пальца ребёнка, знает, что с его стороны это сопровождается страхом, слезами и уверением в том, что всё наверняка пройдёт само собой. При этом мы, как взрослые знаем, что отсрочка может только усугубить проблемы.
Когда люди сознательные и свободные просили Христа уйти — Он уходил. Пословица не зря говорит: насильно мил не будешь. Но в этот раз Спаситель остался, потому что знал, что перед Ним бесноватый, который от одержимости мучается больше, чем от Его Божественного присутствия. Страдалец уже настолько привык к присутствию беса и даже в известной степени сроднился с ним, что, когда он отвечает Христу, различить, кто именно говорит, невозможно. Так иногда человек, сроднившись со своей проблемой или зависимостью, настолько боится что-то менять, что бывает готов продолжить страдать. В отличие от бесноватого, Спаситель знает, что исцеление возможно и единственное, что на самом деле необходимо — это Божественная любовь, почему и повелевает демону выйти из него.
Причинял ли Господь страдания бесноватому? Да. По крайней мере сам человек ощущал это именно так. Но что происходило на самом деле? Через эти страдания он освобождался от страданий ещё больших, хотя понятно это стало только в конце.
Современный человек обычно воспринимает беснование как байку из фильмов ужасов, хотя люди, одержимые демонами, на самом деле существуют. Но существует такая одержимость, которую каждый из нас может почувствовать уже сейчас, — это страстная одержимость грехом. Обычно мы настолько свыкаемся с этим состоянием, что уже не можем понять, где во мне говорит голос разума, а где страсть, которой я подчиняюсь. Осознавая, что христианство противоречит нашим привычкам, мы обычно отвергаем его и воспринимаем как то, что нарушает наше спокойствие. Однако, если мы доверимся Христу и впустим Его в свою жизнь, Он исцелит нас от грехов и приведёт к подлинной свободе детей Божиих.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
Читать далееЧеловек, одержимый нечистым духом, себе не принадлежит. Он не способен принимать никакие самостоятельные решения. Злая сила руководит не только его словами и поступками, но также парализует волю, порабощает мысли и чувства. Он теряет всякую связь с реальностью. Нормальное общение с окружающими людьми и Богом становится невозможным. Быть рядом с кем-то является для бедняги катализатором агрессии. Яркий пример этого мы видим в только что прозвучавшем отрывке. Расчеловечивание бесноватого дошло до такой степени, что он вёл совершенно дикий образ жизни. Бегал от людей, ходил обнажённый, жил в могильных пещерах, а когда к нему пришёл Бог, он отнюдь не испытывает облегчения по этому поводу, но видит в Нём источник ещё больших терзаний. После исцеления преображаются ум и чувства больного. Он становится способным к нормальному общению. Его речь осмыслена. В присутствии Христа и Его учеников он ведёт себя спокойно. Но, пожалуй, самое важное, к исцелившему возвращается способность слышать Творца. То есть совершать поступки, руководствуясь Его волей, а не безумным порывом страстей. Евангелие говорит, что он очень хочет остаться со Спасителем, так как ощущает на себе Его любовь и заботу. Однако, вопреки собственному желанию, покоряется просьбе Христа, оставляет Его, чтобы проповедовать о чуде своим соплеменникам.
Какое же отношение всё сказанное имеет к нам? Одержимость — состояние не только человека, которым владеют злые духи. Одержимость — состояние, когда мы идём на поводу собственного «хочу». Хочу, потому что так я буду лучше себя чувствовать. Мне будет хорошо. Одержимость наступает в результате того, что мы культивируем эти многочисленные «хочу» в своём уме и сердце. Постепенно все наши чувства, мысли, слова и поступки подчиняются этим желаниям. В результате мы перестаём чувствовать окружающих. Моё больное состояние побуждает меня использовать их в своих целях. Мы перестаём чувствовать Бога. Если и случается между нами какой-то диалог, это или требования о помощи в удовлетворении моих «хочу» или упрёки и претензии в адрес Бога. То есть у нас по всем фронтам пропадает способность к полноценному общению. Не замечая того, мы оказываемся вне источника жизни, вне Творца. Яркий пример — жители Гадаринской страны. Свиньи были для них бизнесом, который давал гарантии стабильной, комфортной, уютной жизни. И они не хотели её лишаться даже ради Спасителя. Так работало их «хочу». Есть горькая ирония в этой истории. Вначале кажется, что по сравнению с одержимым местные жители вполне здоровые люди. Однако в итоге получается, что они в ещё большей опасности, чем он. Ведь болезнь бесноватого была очевидна всем. И окружающим, и самому страдальцу. А потому и Христа Он принял с радостью и благодарностью. А их болезнь настолько обыденна и прозаична, что незаметна. С ней можно жить долго и пребывать в иллюзии, что у тебя всё нормально. Но именно в этом её коварство и опасность. Ведь пустота и смерть наваливаются внезапно. Задумаемся об этом. Так ли мы здоровы, если очевидно не страдаем от каких-то душевных и духовных недугов? Чему подчиняются наши мысли, чувства, слова и поступки — воле Бога или собственным желаниям? Ведь будет печально, если в день пришествия Христа, мы останемся со своими свиньями, которых пасли всю жизнь, и будет для нас удивительно, что те, кого мы считали изгоями общества, первыми войдут в радость Небесного Царства как самые ревностные исполнители Евангелия Спасителя.
Читать далее
епископ Переславский и Угличский Феоктист