Евангелие от Луки, Глава 8, стихи 26-39
Здравствуйте, дорогие радиослушатели! С вами священник Стефан Домусчи. Обычно, когда мы говорим о Боге, мы говорим о Нём как о благом и добром. Но может ли Он быть источником страданий? Ответ на этот вопрос мы видим в отрывке из 8-й главы Евангелия от Луки, который звучит сегодня в храмах во время богослужения. Давайте его послушаем.
Обычно, присутствие Иисуса Христа в том или ином месте было связано с проповедью и исцелением больных, то есть с изменением жизни в лучшую сторону, однако сегодняшнее чтение явно начинается с другого. Одержимый человек, которого Господь встретил, приплыв в Гадаринскую страну, не радуется приближению Спасителя, но с ужасом просит не мучить его.
Добрый и воспитанный человек, который хочет сохранить о себе хорошее мнение, в ту же минуту развернулся бы ушёл. Зачем мучить кого-то своим присутствием. Пусть человек живёт себе, как хочет. И только в одной ситуации мы остаёмся: когда понимаем, что от чего-то другого человек сейчас мучается ещё больше и наши действия могут его спасти. Любой из нас, кто когда-нибудь доставал занозу из пальца ребёнка, знает, что с его стороны это сопровождается страхом, слезами и уверением в том, что всё наверняка пройдёт само собой. При этом мы, как взрослые знаем, что отсрочка может только усугубить проблемы.
Когда люди сознательные и свободные просили Христа уйти — Он уходил. Пословица не зря говорит: насильно мил не будешь. Но в этот раз Спаситель остался, потому что знал, что перед Ним бесноватый, который от одержимости мучается больше, чем от Его Божественного присутствия. Страдалец уже настолько привык к присутствию беса и даже в известной степени сроднился с ним, что, когда он отвечает Христу, различить, кто именно говорит, невозможно. Так иногда человек, сроднившись со своей проблемой или зависимостью, настолько боится что-то менять, что бывает готов продолжить страдать. В отличие от бесноватого, Спаситель знает, что исцеление возможно и единственное, что на самом деле необходимо — это Божественная любовь, почему и повелевает демону выйти из него.
Причинял ли Господь страдания бесноватому? Да. По крайней мере сам человек ощущал это именно так. Но что происходило на самом деле? Через эти страдания он освобождался от страданий ещё больших, хотя понятно это стало только в конце.
Современный человек обычно воспринимает беснование как байку из фильмов ужасов, хотя люди, одержимые демонами, на самом деле существуют. Но существует такая одержимость, которую каждый из нас может почувствовать уже сейчас, — это страстная одержимость грехом. Обычно мы настолько свыкаемся с этим состоянием, что уже не можем понять, где во мне говорит голос разума, а где страсть, которой я подчиняюсь. Осознавая, что христианство противоречит нашим привычкам, мы обычно отвергаем его и воспринимаем как то, что нарушает наше спокойствие. Однако, если мы доверимся Христу и впустим Его в свою жизнь, Он исцелит нас от грехов и приведёт к подлинной свободе детей Божиих.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов