Здравствуйте, дорогие радиослушатели! С вами доцент МДА священник Стефан Домусчи. Религиозные люди воспринимают веру как спасательный круг, который помогает им выжить и достичь спасительной гавани. Но есть ли в религиозной жизни свои опасности? Ответ на этот вопрос звучит в отрывке из 7-й главы Евангелия от Луки, который читается сегодня в храмах во время богослужения. Давайте его послушаем.
Думаю, многие согласятся, что смысл религиозной жизни в том, чтобы приближаться к Богу и общаться с Ним. Но как приблизиться к Нему на практике? Через исполнение заповедей, конечно! При этом серьёзной опасностью может оказаться своеобразная духовная расчётливость, следуя которой человеку кажется достаточным вести себя более-менее достойно, чтобы думать, что в отношениях с Богом у него всё хорошо. Часто такой человек не понимает, что Бог любит его не за добрые дела, а просто как своего сына или дочь. Смысл исполнения заповедей не в том, чтобы что-то заслужить, но в том, чтобы сделать нас сродными Богу, настроиться на Его любовь и впустить её в своё сердце. Человек, который взялся заслуживать Божию любовь и воспринимать её будет как заслуженную или даже гарантированную, ведь он всё правильно сделал. Именно так ведёт себя фарисей, о котором мы слышим в сегодняшнем евангельском чтении. Его отношения с Богом внешне вполне правильные, но оказываются лишены главного — любви. И это проявляется в отсутствии любви к пришедшей грешнице. Он не переживает о ней, она для него лишь препятствие к чистоте и праведности.
Отношение Симона к грешнице напомнило мне историю, свидетелем которой я был, ещё будучи пономарём. Проходя по храму с каким-то поручением, я увидел подвыпившего человека, который стоял на коленях и рыдал. Люди его сторонились, а некоторые даже пытались его совестить и говорили, что он зашёл в храм в непотребном виде.
Человек, живущий по заповедям, ближе к Богу лишь в том смысле, что своими делами он в большей степени впустил Божию любовь в свою жизнь. Он всё равно не достигнет Бога своими силами. Человек грешный от Бога дальше только в том смысле, что закрывает своё сердце от Его любви. Но как только он осознАет своё состояние, как только устремится к Творцу, любовь Отчая в ответ наполнит его сердце и исцелит его самого.
Значит ли это, что быть грешником лучше, чем стремиться к праведности? Отнюдь нет. Важно другое — в своих отношениях с Богом не превозноситься над другими, но в каждом видеть Его чадо, способное к покаянию и достойное любви.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
Читать далееЗдравствуйте! С вами епископ Переславский и Угличский Феоктист.
Ещё древний мудрец Экклезиаст констатировал, что никакой человек не может оставаться живым и не грешить. Экклезиаст вовсе не собирался формировать у кого-то комплекс вины, он просто поделился своим наблюдением. В дальнейшем Церковь согласилась со словами древнего мудреца, и слова его книги стали частью нашего православного богослужения, их мы произносим всякий раз, когда молимся о прощении грехов усопших людей. Грех — это то, что вошло в жизнь человека по причине непослушания прародителей, грех подобен страшному проклятию, и он примешивается к любым, даже самым добрым, нашим делам. Но вот что любопытно: кто-то переживает свой грех тяжело и остро, а кто-то и вовсе его не замечает. Если же человек не чувствует своего бедственного положения и своей порабощённости греху, то помочь такому человеку бывает крайне непросто, далеко не всегда сделать это мог и Сам Христос. Про одну из попыток Спасителя указать человеку на его плачевное состояние мы можем прочитать в 7-й главе Евангелия от Луки, отрывок из которой звучит сегодня во время литургии в православных храмах.
Глава 7.
36 Некто из фарисеев просил Его вкусить с ним пищи; и Он, войдя в дом фарисея, возлег.
37 И вот, женщина того города, которая была грешница, узнав, что Он возлежит в доме фарисея, принесла алавастровый сосуд с миром
38 и, став позади у ног Его и плача, начала обливать ноги Его слезами и отирать волосами головы своей, и целовала ноги Его, и мазала миром.
39 Видя это, фарисей, пригласивший Его, сказал сам в себе: если бы Он был пророк, то знал бы, кто и какая женщина прикасается к Нему, ибо она грешница.
40 Обратившись к нему, Иисус сказал: Симон! Я имею нечто сказать тебе. Он говорит: скажи, Учитель.
41 Иисус сказал: у одного заимодавца было два должника: один должен был пятьсот динариев, а другой пятьдесят,
42 но как они не имели чем заплатить, он простил обоим. Скажи же, который из них более возлюбит его?
43 Симон отвечал: думаю, тот, которому более простил. Он сказал ему: правильно ты рассудил.
44 И, обратившись к женщине, сказал Симону: видишь ли ты эту женщину? Я пришел в дом твой, и ты воды Мне на ноги не дал, а она слезами облила Мне ноги и волосами головы своей отёрла;
45 ты целования Мне не дал, а она, с тех пор как Я пришел, не перестает целовать у Меня ноги;
46 ты головы Мне маслом не помазал, а она миром помазала Мне ноги.
47 А потому сказываю тебе: прощаются грехи её многие за то, что она возлюбила много, а кому мало прощается, тот мало любит.
48 Ей же сказал: прощаются тебе грехи.
49 И возлежавшие с Ним начали говорить про себя: кто это, что и грехи прощает?
50 Он же сказал женщине: вера твоя спасла тебя, иди с миром.
Судя по всему, фарисей Симон был очень неплохим человеком: он жил по закону Моисея, при этом он не ограничивался лишь нормой закона, его интересы простирались дальше, а потому-то он и пригласил в свой дом Спасителя, очевидно, что его душа не вполне удовлетворялась лишь исполнением закона, а потому то Симону было интересно и важно общение со Христом. Пригласив Спасителя в свой дом, Симон сделал всё так, как надо: двери дома были открыты, как это и было принято при визитах высоких гостей, а потому кто угодно мог войти и присоединиться к беседе. Именно так и поступила безымянная женщина: она вошла, правда, она не стала говорить что-либо, она предприняла странные и вызывающие действия, что, конечно, не могло не смутить Симона как хозяина дома. Эта женщина была известна всем собравшимся как грешница, в этом отрывке апостол Лука не указывает, каким именно был её грех, но это и не имеет значения, потому как сам эпитет — «грешница» — свидетельствует, что женщина была ритуально нечиста, а потому с ней было непозволительно общаться приличному человеку, и уж тем более неприличными и оскверняющими были её прикосновения. Для Симона появление женщины и её действия стали серьёзной проблемой: она осквернила его дом, следовательно, требовалось принять меры по возвращению жилищу ритуальной чистоты.
Судя по всему, в тот момент Симон не был способен думать о чём-то ещё, и Симона можно понять, ведь если, к примеру, во время приёма гостей в своём доме кто-то из нас столкнётся с каким-то вопиющим нарушением физической чистоты, скажем, разольётся кастрюля с супом, то думать о чём-то прочем станет довольно сложно. В такой ситуации мало кто будет способен оставаться сосредоточенным на гостях и поддерживать на должном уровне даже самую важную беседу, тогда как может оказаться, что гостям нужно именно это — чтобы мы были предельно внимательны к ним, а не к чистоте своего дома. В итоге же недостаток внимания к гостям способен привести к пусть и плохо осознаваемому, но тем не менее греху.
Нечто подобное случилось и с Симоном: напряженные размышления о нарушении ритуальной чистоты и о непонятном для него поведении Спасителя привели к забвению о милости Божией, которая обильно изливается на каждого смиренного сердцем человека.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
Читать далее
священник Стефан Домусчи