Евангелие от Луки, Глава 7, стихи 36-50. Комментирует - Феоктист Игумнов
Москва - 100,9 FM
* Поделиться

Евангелие от Луки, Глава 7, стихи 36-50

епископ Феоктист Игумнов Читает и комментирует епископ Переславский и Угличский Феоктист

Здравствуйте! С вами епископ Переславский и Угличский Феоктист.

Ещё древний мудрец Экклезиаст констатировал, что никакой человек не может оставаться живым и не грешить. Экклезиаст вовсе не собирался формировать у кого-то комплекс вины, он просто поделился своим наблюдением. В дальнейшем Церковь согласилась со словами древнего мудреца, и слова его книги стали частью нашего православного богослужения, их мы произносим всякий раз, когда молимся о прощении грехов усопших людей. Грех — это то, что вошло в жизнь человека по причине непослушания прародителей, грех подобен страшному проклятию, и он примешивается к любым, даже самым добрым, нашим делам. Но вот что любопытно: кто-то переживает свой грех тяжело и остро, а кто-то и вовсе его не замечает. Если же человек не чувствует своего бедственного положения и своей порабощённости греху, то помочь такому человеку бывает крайне непросто, далеко не всегда сделать это мог и Сам Христос. Про одну из попыток Спасителя указать человеку на его плачевное состояние мы можем прочитать в 7-й главе Евангелия от Луки, отрывок из которой звучит сегодня во время литургии в православных храмах.

Глава 7.

36 Некто из фарисеев просил Его вкусить с ним пищи; и Он, войдя в дом фарисея, возлег.

37 И вот, женщина того города, которая была грешница, узнав, что Он возлежит в доме фарисея, принесла алавастровый сосуд с миром

38 и, став позади у ног Его и плача, начала обливать ноги Его слезами и отирать волосами головы своей, и целовала ноги Его, и мазала миром.

39 Видя это, фарисей, пригласивший Его, сказал сам в себе: если бы Он был пророк, то знал бы, кто и какая женщина прикасается к Нему, ибо она грешница.

40 Обратившись к нему, Иисус сказал: Симон! Я имею нечто сказать тебе. Он говорит: скажи, Учитель.

41 Иисус сказал: у одного заимодавца было два должника: один должен был пятьсот динариев, а другой пятьдесят,

42 но как они не имели чем заплатить, он простил обоим. Скажи же, который из них более возлюбит его?

43 Симон отвечал: думаю, тот, которому более простил. Он сказал ему: правильно ты рассудил.

44 И, обратившись к женщине, сказал Симону: видишь ли ты эту женщину? Я пришел в дом твой, и ты воды Мне на ноги не дал, а она слезами облила Мне ноги и волосами головы своей отёрла;

45 ты целования Мне не дал, а она, с тех пор как Я пришел, не перестает целовать у Меня ноги;

46 ты головы Мне маслом не помазал, а она миром помазала Мне ноги.

47 А потому сказываю тебе: прощаются грехи её многие за то, что она возлюбила много, а кому мало прощается, тот мало любит.

48 Ей же сказал: прощаются тебе грехи.

49 И возлежавшие с Ним начали говорить про себя: кто это, что и грехи прощает?

50 Он же сказал женщине: вера твоя спасла тебя, иди с миром.

Судя по всему, фарисей Симон был очень неплохим человеком: он жил по закону Моисея, при этом он не ограничивался лишь нормой закона, его интересы простирались дальше, а потому-то он и пригласил в свой дом Спасителя, очевидно, что его душа не вполне удовлетворялась лишь исполнением закона, а потому то Симону было интересно и важно общение со Христом. Пригласив Спасителя в свой дом, Симон сделал всё так, как надо: двери дома были открыты, как это и было принято при визитах высоких гостей, а потому кто угодно мог войти и присоединиться к беседе. Именно так и поступила безымянная женщина: она вошла, правда, она не стала говорить что-либо, она предприняла странные и вызывающие действия, что, конечно, не могло не смутить Симона как хозяина дома. Эта женщина была известна всем собравшимся как грешница, в этом отрывке апостол Лука не указывает, каким именно был её грех, но это и не имеет значения, потому как сам эпитет — «грешница» — свидетельствует, что женщина была ритуально нечиста, а потому с ней было непозволительно общаться приличному человеку, и уж тем более неприличными и оскверняющими были её прикосновения. Для Симона появление женщины и её действия стали серьёзной проблемой: она осквернила его дом, следовательно, требовалось принять меры по возвращению жилищу ритуальной чистоты.

Судя по всему, в тот момент Симон не был способен думать о чём-то ещё, и Симона можно понять, ведь если, к примеру, во время приёма гостей в своём доме кто-то из нас столкнётся с каким-то вопиющим нарушением физической чистоты, скажем, разольётся кастрюля с супом, то думать о чём-то прочем станет довольно сложно. В такой ситуации мало кто будет способен оставаться сосредоточенным на гостях и поддерживать на должном уровне даже самую важную беседу, тогда как может оказаться, что гостям нужно именно это — чтобы мы были предельно внимательны к ним, а не к чистоте своего дома. В итоге же недостаток внимания к гостям способен привести к пусть и плохо осознаваемому, но тем не менее греху.

Нечто подобное случилось и с Симоном: напряженные размышления о нарушении ритуальной чистоты и о непонятном для него поведении Спасителя привели к забвению о милости Божией, которая обильно изливается на каждого смиренного сердцем человека.


Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов

Друзья! Поддержите выпуски новых программ Радио ВЕРА!
Вы можете стать попечителем радио, установив ежемесячный платеж. Будем вместе свидетельствовать миру о Христе, Его любви и милосердии!