Здравствуйте! С вами епископ Переславский и Угличский Феоктист.
У всех религиозных систем есть общие черты. Помимо веры в нечто превосходящее человека, такой чертой является приверженность религиозных людей установившимся традициям. Именно по этой причине, когда мы говорим о традиционном обществе, то мы имеем в виду, как правило, общество религиозное, и по этой же причине религиозные сообщества в глазах светского мира выглядят некоторым анахронизмом, своеобразным заповедником устаревших идей и понятий. Все знают, что христианство — это вера во Христа и Его Церковь, Христос — Глава и Основатель Церкви, а Церковь, как сказал апостол Павел, — это Тело Христово. С одной стороны, христианство — одна из множества религиозных конфессий со всеми вытекающими из этого факта последствиями, с другой — Христос всеми силами боролся с фанатичной приверженностью традициям, а именно — с теми из них, которые утратили какую-либо связь с изначальными повелениями Божиими. Пример такой борьбы мы можем найти в 7-й главе Евангелия от Марка, отрывок из этой главы сегодня звучит за богослужением в православных храмах. Давайте послушаем его.
Глава 7.
5 Потом спрашивают Его фарисеи и книжники: зачем ученики Твои не поступают по преданию старцев, но неумытыми руками едят хлеб?
6 Он сказал им в ответ: хорошо пророчествовал о вас, лицемерах, Исаия, как написано: люди сии чтут Меня устами, сердце же их далеко отстоит от Меня,
7 но тщетно чтут Меня, уча учениям, заповедям человеческим.
8 Ибо вы, оставив заповедь Божию, держитесь предания человеческого, омовения кружек и чаш, и делаете многое другое, сему подобное.
9 И сказал им: хорошо ли, что вы отменяете заповедь Божию, чтобы соблюсти свое предание?
10 Ибо Моисей сказал: почитай отца своего и мать свою; и: злословящий отца или мать смертью да умрет.
11 А вы говорите: кто скажет отцу или матери: корван, то есть дар Богу то, чем бы ты от меня пользовался,
12 тому вы уже попускаете ничего не делать для отца своего или матери своей,
13 устраняя слово Божие преданием вашим, которое вы установили; и делаете многое сему подобное.
14 И, призвав весь народ, говорил им: слушайте Меня все и разумейте:
15 ничто, входящее в человека извне, не может осквернить его; но что исходит из него, то оскверняет человека.
16 Если кто имеет уши слышать, да слышит!
Евангельские речи Христа — это не только возвещение истин Божиих, это ещё и своеобразный компендиум странных и современному человеку не вполне понятных иудейских традиций, против которых выступал Христос. В услышанном нами отрывке были упомянуты лишь некоторые из них: омовение рук, отказ от помощи престарелым родителям через объявление своего имущества посвящённым Богу и отношение к некоторым родам пищи, как к оскверняющим человека.
Для того, чтобы понять суть конфликта между фарисеями и книжниками, с одной стороны, и Спасителем, с другой, нам нужно немного погрузиться в отношение древних иудеев к понятию ритуальной нечистоты. Это понятие было основано на словах библейской книги Левит: «И сказал Господь Аарону, говоря... Это вечное постановление в роды ваши, чтобы вы могли отличать священное от несвященного и нечистое от чистого» (Лев. 10:8–10). Вообще, книга Левит по большей мере посвящена осмыслению чистого и нечистого, дозволенного и запрещённого. У этого разделения была своя вполне понятная цель: Израиль был избран Богом как народ святой, то есть народ, выделенный из числа всех прочих народов ради определённой миссии, которая в полной мере раскрывается в Новом Завете — через этот народ на землю пришёл Воплощённый Бог Господь наш Иисус Христос. Но каким образом должна проявляться избранность народа? Ответ мы находим всё там же, в книге Левит: люди должны были жить по тем принципам, которые установил Бог, внешнее же выражение установленные Богом принципы находили в разделении всего существующего в мире на чистое и нечистое. Логически невозможно объяснить, почему что-то является ритуально чистым, к примеру, говядина, а что-то нет, к примеру, свинина. Объяснение здесь может быть только одно: так сказал Бог. Однако пищевые ограничения — это лишь вершина айсберга, понятия «чистого» и «нечистого» простирались значительно дальше. Так, к примеру, нечистым считалось и какое-либо взаимодействие с язычниками или же с людьми, имеющими некоторые заболевания, а также определённые грехи. Выйдя из своего дома, израильтянин рисковал столкнуться с чем-то нечистым сам того не осознавая, а потому по возвращении он должен был совершить ритуальное омовение рук, которое ничего общего не имело с привычной нам гигиенической процедурой и совершалось по определённым правилам с чётко установленной схемой. В большинстве случаев такое омовение совершалось «на всякий случай». Со временем это стало всеобщей традицией, уклонение от исполнения которой считывалось как пренебрежение уже не человеческим, а божественным установлением.
Вполне естественно, что Христос ничего не делал «на всякий случай». Все Его действия были осмысленными и имели свою цель. К тому же самому Он призывал и Своих учеников, а потому ритуальные омовения они совершали только тогда, когда это действительно было необходимо по закону Моисея, ну а на всеобщую традицию ни Христос, ни Его ученики не обращали особого внимания. Конечно, такое положение дел не могло рано или поздно не привести к противостоянию, а затем и к откровенному конфликту.
Читая Евангелие, мы понимаем, что правда здесь на стороне Христа. Иначе и быть не может, Он — Бог, и Он не может ошибаться. А потому осквернить человека может лишь его внутреннее состояние, а не что-либо внешнее по отношению к человеку. Вместе с этим мы понимаем и то, что следование любой традиции, даже самой древней и авторитетной, необходимо соотносить с духом и смыслом Священного Писания, понимаем, что не должно быть слепого следования традиции, ведь Бог ждёт от нас разумного поклонения Ему.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
Читать далее
епископ Переславский и Угличский Феоктист.