Какой самый лёгкий способ войти в Царство Небесное? Прямой ответ на этот вопрос находим в отрывке из 18-й главы Евангелия от Матфея, который звучит сегодня за богослужением в православных храмах. Давайте послушаем.
Для того, чтобы понять смысл прозвучавшего отрывка, предлагаю вместе со мной провести мысленный эксперимент. Представьте ситуацию. Я еду в электричке. Напротив меня садится человек в неопрятной, грязной одежде. От него исходит резкий запах. Очевидно, что мне это не нравится. Я испытываю неприязнь. Меня начинает наполнять лёгкое недовольство и раздражение. Мой попутчик становится нежелательным. Я не высказываю это ему. Ведь я воспитанный человек. Да и выходить мне на следующей остановке. Можно пару минут потерпеть. Вышел из транспорта и забыл.
Однако на следующий день история повторяется. А затем вновь и вновь. Как день сурка. Очевидно, что с каждым разом моё раздражение и недовольство будет увеличиваться. Дойдёт до того, что я буду с ужасом ожидать очередной поездки и появления неряхи. От одной мысли о нём у меня будет начинаться приступ злобы. Ведь я ожидаю, что люди вокруг меня будут соблюдать элементарные нормы приличия и не нарушать моего личного пространства.
Это всего лишь мысленный эксперимент. Но всякий из нас может применить его к своей ситуации. У всякого есть люди, общения с которыми просто невозможно избежать. Люди, из-за которых моя жизнь не так прекрасна, как бы мне этого хотелось. Люди, которые не оправдывают моих представлений о том, как всё должно быть. Родные, соседи, случайные спутники, коллеги, начальники. Любой может испортить мне жизнь своим поведением. Ключевой вопрос, почему и какое это имеет отношение к притче? Ответ прост. Потому что все они мне должны. Они все мои должники. Нет, должны не деньги. Они должны вести себя так, как я того от них ожидаю.
Итак, я преисполнен разного рода ожиданиями. Когда эти ожидания нарушены, мне становится нехорошо. Тогда я начинаю хватать ближнего за грудки и требовать у него отдать мне то, что моё по праву. Хватать не обязательно буквально. У меня есть целый арсенал способов, как в разных ситуациях воздействовать на окружающих и добиваться своего. Кому-то просто в лоб дать. Кого-то разжалобить. Кого-то припугнуть. Кого-то обмануть. Кому-то, наоборот, вывалить на голову всю правду. Но так или иначе, всё это делаю для того, чтобы человек сделал так, как мне надо. Так, как я считаю правильным.
Поэтому всякий из нас в той или иной степени и есть тот самый злой заимодавец. Или, говоря проще, бессердечный кредитор. Ведь мы часто не видим и не ощущаем, что нам простили гораздо больший долг. Все мы вольны вести себя так, как хотим в этой жизни. Бог не стоит над нами, как надсмотрщик с дубиной. Не лупит нас за каждую неверную мысль или желание. Не лезет настойчиво и настырно в нашу жизнь, хотя имеет на это полное право. Он полностью смирился с тем, что мы хотим быть сами по себе. Он кротко наблюдает за нами со стороны. И если мы не желаем Его, Он и не навязывается. Он дал нам столько свободы, что даже позволил Себя распять. Бог нас отпустил. Вот так и нам следует стараться вести себя с людьми. Учиться их отпускать, покрывать милостью и прощать. И требовать в первую очередь от себя исполнять по отношению к ним заповеди Евангелия. Лишь в этом случае мы опытно ощутим, какой огромный долг нам простили. Наше сердце наполнится благодатью и светом. Уже здесь, на земле, мы войдём в радость Царства Небесного.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
Читать далееЗдравствуйте, с вами протоиерей Павел Великанов. Скажите честно: у вас есть враги? Такие вот настоящие, классические, искренне вас ненавидящие и то там, то здесь создающие проблемы и придумывающие самые неожиданные пакости? Если нет — мне вас жаль. И это — не шутка. Потому что, если у вас нет настоящих врагов — значит, вас самих пока... ещё тоже нет, вы, с позволения сказать, ещё недостаточно субъектны. Хотите поподробнее разобраться с этим утверждением — тогда давайте слушать чтение из 18-й главы Евангелия от Матфея.
Глава 18.
23 Посему Царство Небесное подобно царю, который захотел сосчитаться с рабами своими;
24 когда начал он считаться, приведен был к нему некто, который должен был ему десять тысяч талантов;
25 а как он не имел, чем заплатить, то государь его приказал продать его, и жену его, и детей, и всё, что он имел, и заплатить;
26 тогда раб тот пал, и, кланяясь ему, говорил: государь! потерпи на мне, и всё тебе заплачу.
27 Государь, умилосердившись над рабом тем, отпустил его и долг простил ему.
28 Раб же тот, выйдя, нашел одного из товарищей своих, который должен был ему сто динариев, и, схватив его, душил, говоря: отдай мне, что должен.
29 Тогда товарищ его пал к ногам его, умолял его и говорил: потерпи на мне, и всё отдам тебе.
30 Но тот не захотел, а пошел и посадил его в темницу, пока не отдаст долга.
31 Товарищи его, видев происшедшее, очень огорчились и, придя, рассказали государю своему всё бывшее.
32 Тогда государь его призывает его и говорит: злой раб! весь долг тот я простил тебе, потому что ты упросил меня;
33 не надлежало ли и тебе помиловать товарища твоего, как и я помиловал тебя?
34 И, разгневавшись, государь его отдал его истязателям, пока не отдаст ему всего долга.
35 Так и Отец Мой Небесный поступит с вами, если не простит каждый из вас от сердца своего брату своему согрешений его.
Притча о немилосердном заимодавце — не только о должниках и о наших врагах, но и о своего рода «духовном алгоритме», понимая который, мы можем с большой степенью вероятности предположить, что произойдет с нами в будущем. Этот «алгоритм» достаточно прост: Бог в Своём отношении к нам «отзеркаливает» наше отношение к... врагам. Но почему вначале я дерзнул сказать, что если у человека нет настоящих врагов — он не субъектен, его как бы ещё нет? Я уже слышу решительное возражение от самого ревностного и нетерпеливого слушателя: а как же быть, если я ни с кем не враждую, всех люблю и всем всё прощаю? Какие у меня могут быть враги — если я уже поступаю по заповеди, по-христиански?
На этот аргумент у меня есть один непобедимый контраргумент: Сам Христос. Уж Кто-Кто, а Иисус Христос и правда всех прощал, всех любил и ни на кого не держал ни малейшего зла. Однако, как мы прекрасно знаем, всё это не защитило Его не только от наличия врагов, но и от подлого убийства на Кресте. Или, может, кто-то считает, что он уже святее Самого Господа Христа?...
Значит, скорее всего, наша кажущаяся «мирность» и «любвеобильность» — либо живёт только в нашей голове, либо связана с чем-то совершенно другим. Может, это никакая не любовь, а всего лишь потакание? Установка быть неконфликтным, постоянно капитулировать перед другими и любыми способами избегать всякого напряжения? И действительно — как враждовать с человеком, который ничего собой не представляет?
Хочу сразу уточнить: я вовсе не призываю к вражде. Ни в коем случае. Избави Бог! Каждый из нас призван быть предельно внимательным, деликатным, уважительным к другим и избегать ненужных конфликтов. Но враги — гарантированно будут. И это — очень хорошо.
Во-первых, только враги способны донести до нас ту правду, которую друзья далеко не всегда готовы сказать. Друзья-то нас любят, берегут, не хотят причинить боль и дискомфорт. Поэтому и нередко скрывают правду о нас от нас же самих. А врагам, напротив, вывалить на нас всё, что они думают, да ещё и в максимально гипертрофированном виде, да ещё и перчика поострее добавить — одно удовольствие! Основная работа ими проделана, анализ — въедливый, небезразличный, с предельной включённостью и очень пристрастный — проведён, нам же остаётся лишь пропустить мимо весь этот шквал — и внимательно посмотреть вслед: скорее всего, какое-то ценнейшее зерно истины во всём этом потоке обязательно отыщется — а то и не одно!
Во-вторых — ну уж простите за трюизм! — а как мы научимся прощать, если настоящих врагов — опасных, зубодробительных, от одной мысли про которых нас перекашивает — у нас не будет? Об кого мы будем отрабатывать столь важный для христианина навык переступания через свои амбиции и сверхценные представления, стереотипы и привычки — если рядом не окажется подходящего возмутителя нашего спокойствия?
Так что, друзья мои, берегите врагов ваших, цените их, не пытайтесь их «задобрить» и искусственно превратить в псевдодрузей — и вот тогда струны великодушия и прощения вашей души будут натянуты настолько крепко, что Бог сможет сыграть на них Свою мелодию нашей вечной жизни!...
Здравствуйте, с вами протоиерей Павел Великанов. Скажите честно: у вас есть враги? Такие вот настоящие, классические, искренне вас ненавидящие и то там, то здесь создающие проблемы и придумывающие самые неожиданные пакости? Если нет — мне вас жаль. И это — не шутка. Потому что, если у вас нет настоящих врагов — значит, вас самих пока... ещё тоже нет, вы, с позволения сказать, ещё недостаточно субъектны. Хотите поподробнее разобраться с этим утверждением — тогда давайте слушать чтение из 18-й главы Евангелия от Матфея.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
Читать далее
священник Дмитрий Барицкий