Евангелие от Матфея, Глава 18, стихи 23-35. Комментирует - протоиерей Павел Великанов
Москва - 100,9 FM
* Поделиться

Евангелие от Матфея, Глава 18, стихи 23-35

Читает и комментирует протоиерей Павел Великанов.

Здравствуйте, с вами протоиерей Павел Великанов. Скажите честно: у вас есть враги? Такие вот настоящие, классические, искренне вас ненавидящие и то там, то здесь создающие проблемы и придумывающие самые неожиданные пакости? Если нет — мне вас жаль. И это — не шутка. Потому что, если у вас нет настоящих врагов — значит, вас самих пока... ещё тоже нет, вы, с позволения сказать, ещё недостаточно субъектны. Хотите поподробнее разобраться с этим утверждением — тогда давайте слушать чтение из 18-й главы Евангелия от Матфея.

Глава 18.

23 Посему Царство Небесное подобно царю, который захотел сосчитаться с рабами своими;

24 когда начал он считаться, приведен был к нему некто, который должен был ему десять тысяч талантов;

25 а как он не имел, чем заплатить, то государь его приказал продать его, и жену его, и детей, и всё, что он имел, и заплатить;

26 тогда раб тот пал, и, кланяясь ему, говорил: государь! потерпи на мне, и всё тебе заплачу.

27 Государь, умилосердившись над рабом тем, отпустил его и долг простил ему.

28 Раб же тот, выйдя, нашел одного из товарищей своих, который должен был ему сто динариев, и, схватив его, душил, говоря: отдай мне, что должен.

29 Тогда товарищ его пал к ногам его, умолял его и говорил: потерпи на мне, и всё отдам тебе.

30 Но тот не захотел, а пошел и посадил его в темницу, пока не отдаст долга.

31 Товарищи его, видев происшедшее, очень огорчились и, придя, рассказали государю своему всё бывшее.

32 Тогда государь его призывает его и говорит: злой раб! весь долг тот я простил тебе, потому что ты упросил меня;

33 не надлежало ли и тебе помиловать товарища твоего, как и я помиловал тебя?

34 И, разгневавшись, государь его отдал его истязателям, пока не отдаст ему всего долга.

35 Так и Отец Мой Небесный поступит с вами, если не простит каждый из вас от сердца своего брату своему согрешений его.

Притча о немилосердном заимодавце — не только о должниках и о наших врагах, но и о своего рода «духовном алгоритме», понимая который, мы можем с большой степенью вероятности предположить, что произойдет с нами в будущем. Этот «алгоритм» достаточно прост: Бог в Своём отношении к нам «отзеркаливает» наше отношение к... врагам. Но почему вначале я дерзнул сказать, что если у человека нет настоящих врагов — он не субъектен, его как бы ещё нет? Я уже слышу решительное возражение от самого ревностного и нетерпеливого слушателя: а как же быть, если я ни с кем не враждую, всех люблю и всем всё прощаю? Какие у меня могут быть враги — если я уже поступаю по заповеди, по-христиански?

На этот аргумент у меня есть один непобедимый контраргумент: Сам Христос. Уж Кто-Кто, а Иисус Христос и правда всех прощал, всех любил и ни на кого не держал ни малейшего зла. Однако, как мы прекрасно знаем, всё это не защитило Его не только от наличия врагов, но и от подлого убийства на Кресте. Или, может, кто-то считает, что он уже святее Самого Господа Христа?...

Значит, скорее всего, наша кажущаяся «мирность» и «любвеобильность» — либо живёт только в нашей голове, либо связана с чем-то совершенно другим. Может, это никакая не любовь, а всего лишь потакание? Установка быть неконфликтным, постоянно капитулировать перед другими и любыми способами избегать всякого напряжения? И действительно — как враждовать с человеком, который ничего собой не представляет?

Хочу сразу уточнить: я вовсе не призываю к вражде. Ни в коем случае. Избави Бог! Каждый из нас призван быть предельно внимательным, деликатным, уважительным к другим и избегать ненужных конфликтов. Но враги — гарантированно будут. И это — очень хорошо.

Во-первых, только враги способны донести до нас ту правду, которую друзья далеко не всегда готовы сказать. Друзья-то нас любят, берегут, не хотят причинить боль и дискомфорт. Поэтому и нередко скрывают правду о нас от нас же самих. А врагам, напротив, вывалить на нас всё, что они думают, да ещё и в максимально гипертрофированном виде, да ещё и перчика поострее добавить — одно удовольствие! Основная работа ими проделана, анализ — въедливый, небезразличный, с предельной включённостью и очень пристрастный — проведён, нам же остаётся лишь пропустить мимо весь этот шквал — и внимательно посмотреть вслед: скорее всего, какое-то ценнейшее зерно истины во всём этом потоке обязательно отыщется — а то и не одно!

Во-вторых — ну уж простите за трюизм! — а как мы научимся прощать, если настоящих врагов — опасных, зубодробительных, от одной мысли про которых нас перекашивает — у нас не будет? Об кого мы будем отрабатывать столь важный для христианина навык переступания через свои амбиции и сверхценные представления, стереотипы и привычки — если рядом не окажется подходящего возмутителя нашего спокойствия?

Так что, друзья мои, берегите врагов ваших, цените их, не пытайтесь их «задобрить» и искусственно превратить в псевдодрузей — и вот тогда струны великодушия и прощения вашей души будут натянуты настолько крепко, что Бог сможет сыграть на них Свою мелодию нашей вечной жизни!...

Здравствуйте, с вами протоиерей Павел Великанов. Скажите честно: у вас есть враги? Такие вот настоящие, классические, искренне вас ненавидящие и то там, то здесь создающие проблемы и придумывающие самые неожиданные пакости? Если нет — мне вас жаль. И это — не шутка. Потому что, если у вас нет настоящих врагов — значит, вас самих пока... ещё тоже нет, вы, с позволения сказать, ещё недостаточно субъектны. Хотите поподробнее разобраться с этим утверждением — тогда давайте слушать чтение из 18-й главы Евангелия от Матфея.


Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов

Друзья! Поддержите выпуски новых программ Радио ВЕРА!
Вы можете стать попечителем радио, установив ежемесячный платеж. Будем вместе свидетельствовать миру о Христе, Его любви и милосердии!