Евангелие от Матфея, Глава 18, стихи 23-35
Какой самый лёгкий способ войти в Царство Небесное? Прямой ответ на этот вопрос находим в отрывке из 18-й главы Евангелия от Матфея, который звучит сегодня за богослужением в православных храмах. Давайте послушаем.
Для того, чтобы понять смысл прозвучавшего отрывка, предлагаю вместе со мной провести мысленный эксперимент. Представьте ситуацию. Я еду в электричке. Напротив меня садится человек в неопрятной, грязной одежде. От него исходит резкий запах. Очевидно, что мне это не нравится. Я испытываю неприязнь. Меня начинает наполнять лёгкое недовольство и раздражение. Мой попутчик становится нежелательным. Я не высказываю это ему. Ведь я воспитанный человек. Да и выходить мне на следующей остановке. Можно пару минут потерпеть. Вышел из транспорта и забыл.
Однако на следующий день история повторяется. А затем вновь и вновь. Как день сурка. Очевидно, что с каждым разом моё раздражение и недовольство будет увеличиваться. Дойдёт до того, что я буду с ужасом ожидать очередной поездки и появления неряхи. От одной мысли о нём у меня будет начинаться приступ злобы. Ведь я ожидаю, что люди вокруг меня будут соблюдать элементарные нормы приличия и не нарушать моего личного пространства.
Это всего лишь мысленный эксперимент. Но всякий из нас может применить его к своей ситуации. У всякого есть люди, общения с которыми просто невозможно избежать. Люди, из-за которых моя жизнь не так прекрасна, как бы мне этого хотелось. Люди, которые не оправдывают моих представлений о том, как всё должно быть. Родные, соседи, случайные спутники, коллеги, начальники. Любой может испортить мне жизнь своим поведением. Ключевой вопрос, почему и какое это имеет отношение к притче? Ответ прост. Потому что все они мне должны. Они все мои должники. Нет, должны не деньги. Они должны вести себя так, как я того от них ожидаю.
Итак, я преисполнен разного рода ожиданиями. Когда эти ожидания нарушены, мне становится нехорошо. Тогда я начинаю хватать ближнего за грудки и требовать у него отдать мне то, что моё по праву. Хватать не обязательно буквально. У меня есть целый арсенал способов, как в разных ситуациях воздействовать на окружающих и добиваться своего. Кому-то просто в лоб дать. Кого-то разжалобить. Кого-то припугнуть. Кого-то обмануть. Кому-то, наоборот, вывалить на голову всю правду. Но так или иначе, всё это делаю для того, чтобы человек сделал так, как мне надо. Так, как я считаю правильным.
Поэтому всякий из нас в той или иной степени и есть тот самый злой заимодавец. Или, говоря проще, бессердечный кредитор. Ведь мы часто не видим и не ощущаем, что нам простили гораздо больший долг. Все мы вольны вести себя так, как хотим в этой жизни. Бог не стоит над нами, как надсмотрщик с дубиной. Не лупит нас за каждую неверную мысль или желание. Не лезет настойчиво и настырно в нашу жизнь, хотя имеет на это полное право. Он полностью смирился с тем, что мы хотим быть сами по себе. Он кротко наблюдает за нами со стороны. И если мы не желаем Его, Он и не навязывается. Он дал нам столько свободы, что даже позволил Себя распять. Бог нас отпустил. Вот так и нам следует стараться вести себя с людьми. Учиться их отпускать, покрывать милостью и прощать. И требовать в первую очередь от себя исполнять по отношению к ним заповеди Евангелия. Лишь в этом случае мы опытно ощутим, какой огромный долг нам простили. Наше сердце наполнится благодатью и светом. Уже здесь, на земле, мы войдём в радость Царства Небесного.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов