Евангелие дня - Радио ВЕРА
Москва - 100,9 FM

Евангелие от Матфея, Глава 20, стихи 1-16

Выбор комментатора
Читает и комментирует
священник Стефан Домусчи
Выбор комментатора
Читает и комментирует
протоиерей Павел Великанов.
Выбор комментатора
Читает и комментирует
священник Стефан Домусчи.
Евангелие от Матфея, Глава 20
Читать далее
Читает и комментирует священник Стефан Домусчи

Здравствуйте, дорогие радиослушатели! С вами доцент Московской духовной академии, священник Стефан Домусчи. Что греха таить, все мы друг друга оцениваем. Параметры, очевидно, могут быть самыми разными: внешний вид, душевные качества, социальное положение и многое другое. Всё бы ничего, но мы не только оцениваем, но и формируем своё отношение, что кажется вполне естественным. Но как на самом деле надо поступать? Об этом прикровенно говорит Иисус Христос в отрывке из 20 главы Евангелия от Матфея, который читается сегодня в храмах во время богослужения. Давайте его послушаем.

Глава 20.

Ибо Царство Небесное подобно хозяину дома, который вышел рано поутру нанять работников в виноградник свой

и, договорившись с работниками по динарию на день, послал их в виноградник свой;

выйдя около третьего часа, он увидел других, стоящих на торжище праздно,

и им сказал: идите и вы в виноградник мой, и что́ следовать будет, дам вам. Они пошли.

Опять выйдя около шестого и девятого часа, сделал то́ же.

Наконец, выйдя около одиннадцатого часа, он нашел других, стоящих праздно, и говорит им: что́ вы стоите здесь целый день праздно?

Они говорят ему: никто нас не нанял. Он говорит им: идите и вы в виноградник мой, и что́ следовать будет, полу́чите.

Когда же наступил вечер, говорит господин виноградника управителю своему: позови работников и отдай им плату, начав с последних до первых.

И пришедшие около одиннадцатого часа получили по динарию.

10 Пришедшие же первыми думали, что они получат больше, но получили и они по динарию;

11 и, получив, стали роптать на хозяина дома

12 и говорили: эти последние работали один час, и ты сравнял их с нами, перенесшими тягость дня и зной.

13 Он же в ответ сказал одному из них: друг! я не обижаю тебя; не за динарий ли ты договорился со мною?

14 возьми свое и пойди; я же хочу дать этому последнему то́ же, что́ и тебе;

15 разве я не властен в своем делать, что́ хочу? или глаз твой завистлив оттого, что я добр?

16 Так будут последние первыми, и первые последними, ибо много званых, а мало избранных.

Сегодняшняя причта, как это обычно бывало в беседах Христа с учениками, рассказана по конкретному поводу. В главе, которая предшествует той, что сейчас мы услышали, евангелист рассказывает историю богатого юноши, который спросил Спасителя, что ему делать, чтобы наследовать жизнь вечную. При этом нельзя забывать, что с точки зрения иудеев того времени, богатый и благочестивый человек и так благословлён Богом. Собственно, вполне возможно, что юноша подошёл не столько за указанием, сколько за одобрением своего пути, но услышал в ответ: ты молодец, но, если хочешь быть совершенным, раздай всё и иди за мной. И, если, услышав такой ответ, юноша отошёл опечаленным, потому что богатство его было велико, то апостолы были просто поражены, потому что они уже оставили всё и пошли за Христом, но в глубине души надеялись, что все эти лишения приведут их к процветанию и богатству. Услышав слова Спасителя, они в недоумении спросили: так кто же может спастись?

Отвечая на их вопрос, Иисус говорит, что Бог как Царь небесный подобен хозяину дома, нанимающему работников, чтобы те поработали в его винограднике. Рано утром он вышел из дома, нанял несколько человек, договорившись об оплате по динарию. После этого в третий, шестой и одиннадцатый час он выходил из дома и работникам, стоящим без дела, предлагал поработать там же. Причём с ними он уже не договаривался про цену, но только говорил, что заплатит им справедливо. Особенно примечателен разговор с работниками, которых он нанял последними. Выйдя под вечер, хозяин увидел работников, которых спросил, почему они весь день стоят без дела. Уточнение про день приводит к мысли о том, что на прежние его призывы они не отвечали. По лени или потому что хотели большей платы, мы не знаем. Однако, рискуя остаться без всего, они были готовы к любой работе и плате. В итоге, мы слышали, что хозяин оказался щедрым ко всем.

Кто-нибудь может решить, что эта притча намекает, что можно, не трудясь, получить столько же, сколько и те, кто много работал. Но она не об этом. Она о том, чтобы люди не отчаивались, ссылаясь на то, что до обращения к Богу они вели грешную жизнь. Как работники без нанимателя не знали, что им делать, так мы без Бога не знаем смысла своей жизни. И как Господь смилостивился над ними, Он может смилостивиться над каждым из нас. Поэтому, встречаясь с людьми, не будем их судить и оценивать. Будем идти по пути спасения и весь суд предадим Богу.


Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов

Читать далее
Читает и комментирует протоиерей Павел Великанов.

Как же сложно человеку поверить в то, что Бог — добр! А ведь именно об этом идет речь в сегодняшней притче. Перед нами — острейший конфликт между человеческой справедливостью и Божественной милостью. Справедливость — производное закона: если судья вопреки требованиям закона пожалеет преступника и освободит его от наказания — он тотчас сам станет преступником закона. Тут же вспоминаются другие слова, сказанные Пилату о Христе первосвященниками: «мы закон имамы, и по закону нашему должен есть умрети, зане Сына Божия Себе сотвори» — то есть «по закону нашему Он должен умереть, потому что сделал Себя Сыном Божиим»! Допустить глубоко уверенным в истинности своих представлений о Боге, что Он — гораздо лучше — абсолютно невозможно!

Как же трудно человеку простить Богу то, что Он — добр! Потому что для собственной нелюбви, потаённой злобы сердца изощрённый разум всегда может подобрать множество законных оснований: даже самому безупречному праведнику можно найти множество претензий — было бы желание! И, напротив, когда человека любят — его недостатки видят — но как бы боковым зрением, понимая, что всё это — вторичное, нередко и вообще оборотная сторона добродетелей, или вообще случайное, наносное, преходящее. А принять Божественную доброту — превосходящую любую разумность, любую справедливость — значит, сделать себя совершенно безоружным, обнажённым перед ней: мы-то ой как далеки от обычной доброты, не то что Божественной! И доброта Бога тотчас становится для нас огнём поедающим, неумолкающим упрёком нашей собственной недоброте — в такой ситуации куда проще, если Бог, в Которого ты веришь — суров, жесток и неуступчив — ну, прям как мы сами!

И, подходя к самому важному в сегодняшнем чтении, хочется вот что сказать: как же важно человеку принять то, что Бог — добр! В противном случае человек будет обречён до последнего вздоха барахтаться в претензиях и подозрениях, взвешиваниях чужих грехов и измерениях искренности покаяния и прощения. Снова и снова доказывая себе, что он имеет право на свою нелюбовь и осуждение. А тот, кто имел мужество и смирение признать абсолютную Божественную доброту как аксиому — понимает: главное, что работник вообще пришёл на виноградник, и пусть его руки собрали всего лишь малую часть остающегося на виноградной лозе урожая — но и это — уже хорошо! Невозможно лучше подытожить сегодняшнюю притчу, чем это сделал святитель Иоанн Златоуст в своём пасхальном слове: «Кто работал с первого часа, — тот пусть получит сегодня должную плату. Кто пришел после третьего часа, — пусть с благодарностью празднует. Кто успел прийти после шестого часа, — пусть нисколько не беспокоится; ибо ничего не лишится. Кто замедлил до девятого часа, — пусть приступит, нисколько не сомневаясь. Кто успел прийти только в одиннадцатый час, — пусть и тот не страшится за свое промедление. Ибо щедрый Владыка принимает и последнего, как первого; успокаивает пришедшего в одиннадцатый час так же, как и работавшего с первого часа; и последнего милует, и о первом печется; и тому дает, и этому дарует; и дела принимает, и намерение приветствует; и деятельности отдаёт честь и расположение хвалит»!

Будем же почаще, дорогие братья и сестры, вспоминать именно об этом — что Господь и «намерение целует!» — и тогда принимать других станет гораздо легче!...

Читать далее
Читает и комментирует священник Стефан Домусчи.

Сегодняшняя притча одна из тех, что могут возмущать и даже вызывать отрицание, ведь в ней, если кратко сказать о сути, фактически нивелируются планомерные духовные труды, которые человек может предпринимать в течение всей жизни. Оказывается, что в Царстве небесном одинаковой награды будут достойны как те, кто работал с самого начала, так и те, кто пришел уже поздно вечером. Все наши представления о духовном труде восстают против подобной перспективы, потому что это попросту несправедливо. Иначе, зачем трудиться?

Еще больше мы удивимся, если обратимся к контексту и некоторым сюжетным особенностям притчи, которые могут остаться незамеченными.

Во-первых, контекст. После случая с богатым юношей, который не смог отказаться от имущества ради Царства Небесного, апостолы обратились ко Христу с вопросом. Если они оставили все и пошли за Ним, в чем будет заключаться их награда. Христос обещает им Царство и жизнь в будущего века, но потом рассказывает им сегодняшнюю притчу, которая, как кажется, обесценивает их труды. Он будто бы говорит: вы друзья Мои и претерпели вместе со Мною лишения и нужду... Конечно, вы будете награждены. Только вместе с вами награду получат те, чья жизнь сложилась иначе и трудились они значительно меньше. Кажется, после этих слов, у любого могли бы возникнуть вопросы.

Во-вторых, в самой притче хозяин тоже сознательно провоцирует недовольство, ведь после того, как работа закончилась, он не просто поручает слугам заплатить работникам по динарию, но говорит сделать это особенным образом: начать выплату с последних, чтобы первые видели сколько тем заплатили. Очевидно, если бы работникам, которые работали в течение всего дня выплатили сразу, они могли уйти и вопросов не возникло. Но хозяин делает так, чтобы они появились.

Что ж, прежде чем возмутиться вместе с теми, кто работал весь день, несколько изменим сюжет притчи, чтобы увидеть ее под другим углом зрения. Мне когда-то казалось, что все люди делятся на две группы: те, кто приходит на вокзал заранее, и те, кто прибегают в последний момент. Первые наверняка лишили себя чего-то важного и интересного, но оказались в одном вагоне со вторыми. Такие ситуации случаются довольно часто, но вряд ли мы можем себе представить, чтобы пришедшие вовремя стали возмущаться тем, что тот, кто еле успел, все же оказался с ними в одном поезде. Наоборот, даже если мы спокойно собирались, пришли заранее, стояли в очереди на перроне, мы всегда радуемся тому, что кто-то успел, несмотря ни на что.

Почему это так? Да потому что акцент мы делаем не манере собраться в дорогу, а на том, что цель наконец будет достигнута. Почему же в притче, которую мы сегодня услышали нам может видеться несправедливость? Потому что мы делаем акцент на себе и своих делах, а не на Боге и Его Царстве. Мы носимся со своими усилиями, очень их ценим и переживаем о том, будут ли они оценены по достоинству. Но если путь в Царство — это дорога домой и среди нас есть те, кто запрыгнул в последний вагон, разве это повод сетовать на то, что ты зря потратил время на соборы? Разве это повод расстраиваться о том, что они едут вместе с тобой? Конечно, нет. Это повод радоваться, ведь и те, и другие окажутся в объятьях Отца.

Читать далее
Друзья! Поддержите выпуски новых программ Радио ВЕРА!
Вы можете стать попечителем радио, установив ежемесячный платеж. Будем вместе свидетельствовать миру о Христе, Его любви и милосердии!
03.08.2023четверг
Слушать на мобильном

Скачайте приложение для мобильного устройства и Радио ВЕРА будет всегда у вас под рукой, где бы вы ни были, дома или в дороге.

Слушайте подкасты в iTunes и Яндекс.Музыка, а также смотрите наши программы на Youtube канале Радио ВЕРА.

Мы в соцсетях
****